>
Покровитель Донской земли

Покровитель Донской земли

Длинные истории

Он сменил богатства на непрестанное служение Богу.

 

 

Через месяц, 23 марта, настанет особый день для православных христиан — день памяти святого праведного Павла Таганрогского, человека, который раздал все, что у него было, отпустил крестьян на волю и, взяв благословение отца, отправился в странствование по святым обителям.

 

 

В конце концов Павел Стожков остановился в городе Таганроге, где без устали помогал нуждающимся, молился Господу и нес добро и благодать в людям. Я написал рассказ, связанный с Павлом Таганрогским, и, в ожидании дня его памяти, с радостью предоставляю вам, дорогие читатели:

 

 

 

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным,
пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь
иметь сокровище на небесах и приходи, и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошёл с печалию, потому
что у него было большое имение» (Мф.19:21-22).

 

 

 

Не смог две тысячи лет назад библейский юноша расстаться с богатством. А черниговский дворянин в полной мере исполнил завет Спасителя. Было это в начале XIX века. И звали сего подвижника – Павел Стожков. Огромное наследство, полученное от отца, он раздал нуждающимся. Тремстам крепостным крестьянам даровал вольную. Взяв родительское благословение, юноша отправился в путь. С посохом в руке и заплечной котомкой пошёл молодой паломник по святым местам матушки-России. Десять лет странствий, беседы с духовными людьми закалили горячее сердце христианина. Промысел Божий привёл его в южный портовый город Таганрог. Совсем не безлюдным было это место, не похожее на лесные дебри севера России и глубокие пещеры монахов Киева. Торговая жизнь кипела в Таганроге. Выходцы из Греции, Османской империи, Ближнего Востока вели здесь бурную коммерческую деятельность. Город задыхался в житейской суете. Нужен был человек Божий. И Господь даровал горожанам святого Павла.

 

 

Святость Павла Таганрогского многогранна. Он сочетал в себе черты блаженного и праведного, пророка и пастыря, хотя и не имел священного сана. Абсолютно очевидно одно – это величайший святой. Величие Павла Господь явил всему миру небесным знамением. 20 июня 1999 года, в день прославления, во время Божественной литургии, на фоне ясного неба солнце украсилось нимбом разноцветной радуги. Светило, обрамлённое радужным ожерельем, водрузилось над куполом храма. Канонизация подытожила многочисленные доказательства святости избранника Божия.

 

 

Ежегодно летом идёт Крестный ход из Ростова в Таганрог. По пути христиане делают несколько привалов. Последний – в селе Приморка, где наша семья проживает на летних каникулах у бабушки.

 

 

 

Однажды папа спросил пожилого бывалого пилигрима:

 

 

– Вы проделываете такой длинный путь пешком, а от Приморки до Таганрога едете на электричке. Почему?

 

 

– Потому, сынок, – ответил бывалый [паломник], – ночью с детьми идтить несподручно, а ежели поутру – на обедню опаздываем. Зараз самое подходящее – колёсный транспорт.

 

 

Тогда отец и решил: а что, если недостающий отрезок пешего пути восполнить нашей семье? Все дружно согласились.

 

 

Восходящее июньское солнышко игриво ласкает изумрудный ковёр степного разнотравья, отражаясь в мириадах зеркал утренней росы. Свежо и пряно пахнет молодой полынью, чабрецом, мятой. «Ку-ка-ре-ку», – запоздало голосит деревенский петух. Мы уже давно проснулись. Деревянную калитку степенно открывает строгая, но милая бабушка Александра. Тяжёлым медным крестом она благословляет папу, маму, меня и сестру Аню, окропляет в путь святой водой. Крестный ход начался. Папа, взглянув на часы, отмечает в своём блокноте время. «Для истории», – поясняет нам. Конечно, больше мы были похожи на обычных путешественников. Одежда – походно-спортивная, за спинами – рюкзаки. Вместо величественных хоругвей – маленькие иконки да нательные крестики.

 

 

Идём гуськом по узкой тропинке. Впереди – папа, за ним сестра Анна, семнадцатилетняя красавица с пшенично-рыжей копной шикарных волос, выбившихся из-под косынки. Аня обула в дорогу босоножки на высоких каблуках. Немудрено, что, едва отойдя от дома, она заныла:

 

 

– Ой, ой, я не могу. У меня ноги болят.
– А зачем такие каблучищи? Говорили тебе – не на дискотеку идёшь! – резонно заметил отец.
– Досвидули. Дойду как-нибудь. Чё я, как дурочка, в лаптях должна ходить?
– В лаптях, как раз, умные ходили, они бы сейчас не помешали.
– Да ладно вам ссориться, — вмешивается мама, — у нас же всё-таки Крестный ход…
Она приостанавливается и вынимает из своего рюкзака кеды. Мамин сюрприз ошеломляет модницу:
– Досвидули. Я чё, бабка старая?
– Где это бабки в спортивных кедах ходят? – съехидничал я.

 

 

Сообща уговариваем нашу красавицу переобуться.
– Всё, молимся! – командует отец и тут же запевает: Святый праведный отче Павле, моли Бога о нас…
Мама подхватывает. Преодолев стеснение, поём и мы с Анютой.

 

 

Солнце уже припекает, летняя жара набирает силу. Подходим к источнику. Его живительная влага как нельзя кстати. Из толщи грунта бьёт серебристый клокочущий ручей. Устремляясь в низину, он образует маленькое, словно игрушечное, озеро.
– А вот и наш Байкал, – шутит мама.
– Хорошо, что купальник надела! – радуется Анюта. Мгновение, и она уже в глубине водоёма.
– Серафим, прыгай, – звенит голос юной паломницы.
Опускаю руку в ледяную воду. Брррр. Холодно.
– Ты ж мужик, не трусь, – подзадоривает сестрёнка.
Я собрался с силами и нырнул. Дыхание перехватило, мышцы ног свело судорогой. Попрыгав по ребристым камешкам, согрелся, пришёл в себя. Анна в очередной раз вынырнула из воды и завизжала:
– Ой, тушь потекла! Как же я на людях покажусь? Ой, глаз печёт. Ой, щиплет. Ой, ой, ой!
– Водой ключевой промой хорошенько, – посоветовал папа, – всё будет нормально. Доброго дела без искушения не бывает. Тебе за твои труды и страдания блаженный Павел хорошего жениха пошлёт.

 

 

Наконец, мы добрались до города. Увидев трамвай, надумали схитрить, воспользоваться услугой транспорта. Очень уж ножки ныли. Но не тут-то было. Решили потрудиться ради благодати Божией – нечего себя жалеть. Проехав одну остановку, трамвай сломался. Снова пешком. Чем ближе цель, тем меньше сил.
И вот, уставшие, но счастливые, мы у каменных стен Свято-Никольского храма, выкрашенных золотистой охрой. Там, в раке, покоятся мощи старца Павла. Однако врата церкви оказались закрыты – проводилась уборка. Папа, со свойственной ему непосредственностью, громко запел тропарь: «Взыскуя отечества Небеснаго…» Дверь приоткрылась, и в проём выглянула изумлённая прихожанка.
– Ой, родненькие, вы к батюшке Павлу? Подождыть трошки, хай полы просохнуть, – певуче проговорила она.

 

 

Терпение, терпение и ещё раз терпение – без него никак нельзя. Это знает каждый христианин.
Через минут пятнадцать мы вошли. Сотворив крестное знамение, поклонившись, по очереди мы прикладываемся к распятию Спасителя, образу Божией Матери, престольной иконе святителя Николая, мощам праведного Павла – ангела-хранителя нашего города. У каждого свои сокровенные просьбы к святому.

 

 

Позже мы поделились друг с другом «секретами». Жизнь показала: все наши молитвы были услышаны. Родители благополучно отметили двадцатилетний юбилей семейной жизни. Анна познакомилась с хорошим парнем, скоро у них будет свадьба. У меня значительно увеличился объём движений левой руки, парализованной с рождения.

 

 

Слава Богу, Пресвятой Богородице и праведному Павлу! Знаменательно то, что именно в 2017 году два юбилея: годовщина общецерковного прославления праведного Павла и 225 лет со дня его рождения.
Этот стих я посвящаю нашему покровителю и помощнику – святому праведному Павлу Таганрогскому:

 

 

 

Оставив свой родной Чернигов,
Пришёл жить Павел в Таганрог,
Блаженного приял вериги,
Чтоб ближе стал к южанам Бог.

Сменил богатые одежды
На ризу грубого сукна.
Взял посох веры и надежды,
Чашу Христа испил до дна.

Творец избранника прославил,
Движенье изменив светил.
И радугу блистать заставил
Как нимб, на солнце водрузив.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×