>
Тропы бродячего оператора

Тропы бродячего оператора

Длинные истории

Этим летом мне довелось стать участником проекта в заповеднике «Вишерский». Суть проекта — сьёмка учебных фильмов про природу Северного Урала. Что такое заповедник? Это место, где запрещена охота на животных, а также рубка леса. Это место с нетронутыми лесами, с животными, многие из которых выглядят точно также, как их далёкие предки. Нам, «бродячим операторам», выпала возможность запечатлеть это на видеокамеры и показать людям. Наша съёмочная группа в составе шести человек пробыла вдали от людей две недели и за это время собрала массу интересного материала. Итак…

 

 

День 1, прибытие в Красновишерск.

 

 

Шестичасовой переезд от Перми прошёл во сне, я лишь изредка просыпался. В Красновишерске нас встретил Виктор Семёнов — зам. директора заповедника по научной части. Именно он — организатор киношколы и наш проводник на время пребывания в тайге. Мы двинулись в контору заповедника, а наглый дождь будто специально ждал нас — полил как из ведра. Благо, до конторы всего лишь пара шагов, и мы не успели сильно вымокнуть. А вот ноги успели…

 

 

Когда мы уезжали из Перми, там сияло солнце, и мы, естественно, были в кроссовках, а кто-то и в тапочках… В конторе мы принялись с аппетитом уплетать специально для нас приготовленные пельмени. В группе меня сначала посчитали «чайником», так как не знали про мой походный опыт, и я чуть-чуть обиделся. После трапезы стали разбирать технику. Нас разделили на группы по два человека и каждой дали по штативу и камере. Плюс у нашей «двойки» был фотоаппарат с функцией видеосьёмки и экстрим-камера. После этого — спать…
День 2, заброска.

 

 

С утра мы погрузились в жёлтую «вахтовку» (автобус высокой проходимости) и отправились в путь. Дорога до кордона «71 квартал» — шестичасовая тряска с видами суровых таёжных пейзажей. Вечером приехали на кордон: там большой и крепкий гостевой дом, рядом — баня, а в глубине двора — сарайки, склады и домики инспекторов. Уютное местечко! Рядом течёт Вишера, а вода в ней чистая-чистая, как стёклышко. С балкона дома великолепный вид на хребет Чувал. Красота! После того, как все разместились, над кордоном разнёсся дружный храп…
День 3, марш-бросок.

 

 

С раннего утра начались сборы. Мы упаковывали вещи в гермомешки (это непромокаемый, герметичный мешок), убирали камеры в кофры, заряжали аккумуляторы. Затем ждали раздачи еды, которую придётся нести. Мне достались колбаса, сухофрукты, пюре, специи, дрожжи, мука и ещё немного по мелочи. Собрались, посидели «на дорожку» и вышли.
Погода замечательная, птички поют. Сначала немного вверх по реке на моторке, а дальше — на своих двоих. Рюкзак о себе пока не напоминает, ногам сухо. Красота! Скорость хорошая, километра три в час отмахиваем, и то — в горку. По краям тропы упираются в небо ели, пихты, кедры. Тропа хорошая, набитая. Одно плохо — живности не видим. Не знаю почему, это ведь заповедник…
Так дошли мы до «чая» — избушки, в которой пьют чай и отдыхают перед штурмом Чувала. Заходим, а там — манси. Разговорились, попили чайку и, взяв одного Бахтиярова в проводники, пошли на хребет. Идём тяжело, подъём крутой, колени в грудь стукают. Ужас! Рюкзак тянет назад, но всё равно идём. Только поднялись — ливень. Да ещё и туман, первого человека не видно. Благо, хоть тропа видна, не собьёмся. Идём уже вниз по склону и через 9 км останавливаемся на ночёвку.
Холодно, мокро. Бр-р-р! Окоченевшими руками кое-как натягиваем тент, разводим костёр… Ещё предстоит поставить палатки, наколоть дров, переодеться и сушить вещи под тентом. Потом мы сварили ужин и сидели у костра до полуночи. А в полночь пошёл снег! Он и разогнал нас по палаткам.
День 4, два оленя.

 

 

С утра киношкола начала работу: мы поднялись на хребет Чувал и стали снимать. Через полчаса Виктор как закричит: «Олени!» Все: «Где, где?» Смотрим — он бежит с камерой в руках к двум белым точкам на горизонте. Мы тоже побежали… Олени нас учуяли и умчались, но Виктор сумел их заснять. Вот так, первая удача. Дальнейший день был без встреч и мы, отмахав 7 км, встали на ночёвку на берегу реки Большая Мойва.
День 5, самый трудный.

 

 

Утро началось с форсирования Мойвы. Виктор перенёс меня на себе, так как болотных сапог у меня не было. После этого тропа закончилась, и пришлось идти по болотам и тайге напрямик. Задача не из лёгких: на привале я просто упал от усталости! А впереди ещё и подъём по куруму (это огромная россыпь крупных камней). Представляете, если пойдёт дождь? Будешь идти «в час по чайной ложке», опасаясь упасть. Мы одолели этот участок только тогда, когда начало смеркаться. Поставили палатки и вместо отдыха стали бегать с фотоаппаратами за куропаткой. Потом ещё запустили квадрокоптер (летающую видеокамеру), поели и завалились спать.
День 6, Светловский перевал.

 

 

Проснулся от холода. Ноги были в двух шерстяных носках и хорошем спальнике, но закоченели так, что я еле мог пошевелить пальцами. И не мудрено: ночевали-то мы на плато, высота которого вровень с большими заснеженными горами. Я спросил у проснувшейся Влады, который час. Оказалось, холод поднял нас полшестого! А подъём у нас в девять. Вот так! Пришлось коротать время до подъёма с кружечкой кофе и видом на горы. Вид славный, на небе ни облачка, солнца ещё нет, но уже светло. Видна цель сегодняшнего дня — Светловский перевал. Место, где живёт непокорный горный ветер. За ним — кордон «Мойва»…
Я вновь спросил, сколько натикало. Без двадцати семь. Была отличная идея: разбудить всех, кто ещё спал, и пройти перевал, пока небо не затянуло тучами. Но Александр Романов был против: пусть поспят. Мы ждали, ещё пили кофе, а тучи в это время закрыли все небо. Начало моросить, зря мы задержались с подъёмом. В девять все проснулись. Пока готовили кашу, собирали палатки, завтракали – время ушло.
Ну вот, двинулись. И почти сразу Андрей Шеин находит оленьи рога! Не проходит и пяти минут, как Александр Романов тоже размахивает оленьими рогами. А я, сколько ни глядел под ноги, ничего не нашёл.
Путь до перевала прошёл без приключений. Но на самой верхотуре началось… Подъём трудный и холодный: мы шли рядом со снежниками и ледниками. Вершина перевала на высоте полторы тысячи метров. Идёшь, мёрзнешь, карабкаешься в гору по куруму. А как взобрались — так встали: налетел сильнейший ветер. Не будь я с рюкзаком, кинуло бы на камни, это точно. Пришлось ждать, пока ветер стихнет.
Не помню, как оказались на другой стороне горы Ишерим (с мансийского — «дождливый, ветреный», название очень подходит!) Идём вниз, ветер в лицо, ливень со снегом, снежная крупа больно хлещет по лицу… И это в июле! Но это были «ещё цветочки». Когда стали спускаться по снежнику, тут уж вообще не до смеха. Все шли в резиновых сапогах, а у них гладкие подошвы… Мы осторожно ступали, временами оскальзываясь. Как на лыжах, но очень опасно! Спустились… Фух! Но и тут не отдохнуть, надо идти к спасительному кордону «Мойва». По пути постоянно шёл дождь, Андрей потерял найденные рога, мы форсировали три ручья, промокли до нитки, и тут вышло солнце… А вместе с ним – долгожданный привал.

 

 

Сидишь на рюкзаке, перед тобой широкий ручей, твои сапоги «дымятся» на солнце, в руке — шоколадка… Тепло, хорошо — красота! Но до кордона ещё два километра. И тут у наших проводников проснулось «чувство Сусанина»: они потеряли тропу, и оставшиеся километры мы шли по зарослям, перелезая через завалы из упавших деревьев. Но вот тайга расступилась, мы увидели поляну с домиками. Кордон «Мойва»! Здесь нас приветливо встретили научные сотрудники заповедника Евгений и Ирина. Мы всё развесили сушить, достали чудом уцелевшие от дождя спальники и мгновенно заснули.
День 7, днёвка на «Мойве».

 

 

День ничем не запомнился, кроме сна, сна, бани, а потом снова сна…
День 8, ещё одна днёвка.

 

 

Сон, сон, сон. Копание канавок для съёмки мышей-полёвок. Баня, баня, сон…
Дни 9-11, радиальный маршрут к камням Хус-ойка и Молебный.

 

 

Эти дни я пронумерую как 1, 2, 3.
1, «старик-слуга». Вышли с утра, взяв курс на старую вездеходную дорогу. Она сейчас заброшена и теперь вместо дороги там болото. Топь тянется десятки километров. Колея глубокая, я два раза зачерпнул в сапоги. Шли весь день. Наконец, к вечеру в чаще леса показалась избушка «Перевальная». Она тесная, поэтому ночевать мы будем в палатках… До темноты ещё есть время, и мы отправляемся к истоку Мойвы с целью видеосъёмки. По дороге видели куропаток и снегирей… Истоки Мойвы находятся у подножия горы Хусойка, что в переводе с языка манси означает «старик-слуга». И это потому, что с горы дуют ветры на священный Молебный камень. Именно там, по преданию, живёт древний бог, имя которого нельзя произносить вслух. День был прекрасен.
2, стадо оленей. После завтрака мы устремились за Молебный камень, к Тошемскому каньону. Поднявшись по крутому склону, остановились на привал. Ксения Васильева мечтает: «Если бы сейчас оленей встретить!». И тут, будто из-под земли, на расстоянии метров триста возникают шестнадцать оленей! Все забыли об отдыхе, похватали камеры и принялись снимать. Через некоторое время олени перешли на новое место… Эх, незадача! Но мы не отступаем, обходим оленей, вставая с подветренной стороны, и продолжаем съёмку с расстояния метров пятнадцати. Но и тут олени нас учуяли и в считанные секунды пропали за горизонтом. Пусть, у нас всё равно кадры отличные получились!
Дошли до Тошемского каньона, попили чайку, поснимали… Ещё поснимали. И ещё. До семи вечера стояли мы у видеокамер, набирая материал. Но, конечно, ночевать на камнях рядом с ледником не будешь, и мы возвращаемся к избушке.
3, возвращение на «Мойву». День без особых потерь и находок. Мы вернулись на кордон, завтра экспедиция выходит на финишную прямую.
День 12, в обратный путь.

 

 

С утра, как назло, зарядил дождь. Точнее, ливень. Но ничего не поделаешь, надо идти… Попрощались с гостеприимными хозяевами, фото на память, и мы отправились в путь. Через 7 км встали на отдых у подножия Ишерима. Только вскипятили чай, как небо заволокло тёмными тучами, вершина горы погрязла в тумане, а мы бросились натягивать тент. Натянули, поужинали и разошлись по палаткам. Ночевать и ждать погоды.
День 13, штурм Ишерима.

 

 

С утра погода не изменилась, в группе чувствовалось напряжение, нам не хотелось выходить из-под тента, от тёплого костра… Хоть бы тучи разошлись! Но они не слушались, и мы начали штурм. Поднимаясь по склону, я оборачивался на оставленный внизу костёр. Он горел, манил жаром, там было сухо и тепло, огонь звал меня, но обратной дороги нет! Идём. Туман такой, что впереди идущий еле различим, холодно, сыро, как в погребе, разве что не темно. И ветрище… Так шли около часа. Изредка справа или слева появлялись туры – горки из камней, обозначающие тропу. А дождь всё шёл и шёл, не прекращаясь уже больше суток. Я достал из кармана заранее приготовленный сухарик. С ним идти гораздо веселей! Идём-идём, до верха ещё не дошли, как вдруг туман рассеялся, и я увидел не склон горы, а …долину реки! Что такое, мы снова спустились вниз? Оказалось, я не заметил, как мы взяли перевал, фантастика какая-то!
Дорога дальше была простой, незапоминающейся. Впечатлило одно: переправа через Ольховку. Из-за дождей вода в речках поднялась и понеслась с бешеной скоростью! Ольховка — речка горная, узкая, и струя здесь мощная. На другом берегу — старый кордон «Цитрины», там можно переночевать. Но до него ещё надо добраться. Река неширокая, метров двадцать, но мы потратили на переправу полчаса. Ноги в кроссовках заледенели и стали будто неживыми, а когда я вышел на берег, таёжные комары не преминули выразить любовь ко мне. А они, ой, лютые! Быстрей устремляемся к избушкам.
Кордон «Цитрины» использовался в 70-е годы прошлого столетия для добычи цитринов и алмазов. После перестройки выработку остановили, а в сюда устремились «чёрные копатели». За два года они достали оставшиеся камешки. Но и по сей день нарушителей не убывает. Именно поэтому мы насторожились, увидев дым из трубы. Потихоньку продираясь сквозь кусты, подошли вплотную и как дёрнем дверь… А там, высокий, под потолок, парень! Но Виктор Семёнов уже здоровается с ним, называя его очень странно – Аршак. Я с ним тоже осторожно поздоровкался и стал сушить вещи. Оказалось, Аршак — сотрудник заповедника, турист-одиночка, он чистит тропы, чинит избушки, благоустраивает заповедник. Кстати, прикольный парень! Столько интересного знает, столько туристских приколов помнит, как актёр комедийный. Мы с ним потом обменялись телефонами, адресами – побратались, значит… А пока высушились и легли спать под глухой гул несущейся речки…
День 14, манси-«спасатели».

 

 

Утро началось, по традиции, с дождя. Уровень воды в реке поднялся на полметра! И это в маленькой речушке, а что теперь делается на Мойве?! Нам её тоже переходить придётся… И тут выясняется: по радиотелефону диспетчер попросили манси помочь нам переправиться. Если помощи от Бахтияровых не дождёмся, то придётся идти через истоки Мойвы, по верхам. Это лишних 25 км. При этом дата возвращения на 71 квартал сдвигается, нас могут даже не вывезти оттуда… Ещё вариант: ждать на Мойве прихода водного транспорта, но это 2-3 дня. Вот это ситуация… Значит, теперь наша судьба в руках коренных народов севера!
Попрощавшись с Аршаком, направились к Мойве. Дорога была знакомой, ноги сами несли меня. Дошли до реки через три часа, там уже ждал Алексей Бахтияров. Он натянул верёвку, сделал шесты, и мы сначала обнажили ноги комарам, а потом вошли в воду по пояс… Вода холоднючая! Перешли реку — разожгли костёр: грелись, сушились. А затем через 3 км, по знакомой, натоптанной тропе, вышли к кордону «Лиственничный», по-другому «изба Бахтиярова». Там и заночевали… До конца пе-шего маршрута осталось 13 км.
День 15, финишный участок.

 

 

С утра почему-то не было дождя. Сфотографировались с Бахтияровыми и отправились в завершающий переход. Не верилось, что прошло всего две недели, как мы вступили в эту таёжную местность. Казалось, что это было очень давно… А сейчас мы совсем рядом с цивилизацией, с нормальной едой, наконец! Последний переход занял четыре часа с учётом остановки в «чае», где мы попили чайку со свежим бахтияровским хлебом. Там же я нашёл две кедровые шишки и забыл свою кружку. Дальше всё происходило быстро, как в кино. Финалом дня стал сон в постоянно прыгающей кабине вахтовки, по пути в Красновишерск…
День 16, монтаж.

 

 

На базу заповедника нас привезли в 4-30, мы сразу легли отдыхать и проснулись к полудню. Впервые за две недели я выспался. После завтрака начался монтаж фильма, а потом праздничный ужин: свежий хлеб, мясо, овощи и торт. Так мы отпраздновали наше, без потерь, путешествие…
День 17, отъезд.

 

 

Колёса комфортабельного автобуса отмеряют километр за километром по хорошей дороге. Мы на пути домой. Даже не верится, что ни сегодня, ни завтра не будет комаров, холодных ночёвок, переправ через реки…
До встречи, заповедник, до скорой встречи все, с кем мы подружились на полном красот и трудностей пути!

Фотогалерея
Видео

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×