>
ЕЛЕНА ТАЛАЛАЕВА: «ВДОХНОВЕНИЕ ЧЕРПАЕМ В ДЕТЯХ»

ЕЛЕНА ТАЛАЛАЕВА: «ВДОХНОВЕНИЕ ЧЕРПАЕМ В ДЕТЯХ»

Новости

Главный редактор белгородского журнала «Большая переменка» Елена Талалаева рассказала, откуда берёт силы для новых идей, какие тенденции видит в молодёжных медиа сегодня и что думает о цифровизации СМИ.

 

Елена Михайловна, здравствуйте! Спасибо, что согласились рассказать о своём опыте и ответить на вопросы!

 

Здравствуйте!

 

Впервые «Большая переменка» вышла в свет в июле 2013 года — и уже почти семь лет её знают как главный журнал для детей и подростков в Белгородской области. В чём, на Ваш взгляд, секрет успеха?

 

— Думаю, в том, что мы нашли нужный формат. С одной стороны, дети любят читать про себя, свои успехи, видеть на страницах СМИ свои произведения или рассказы о своих достижениях. С другой стороны, детям интересны материалы из серии «как это устроено, как это работает». В-третьих, дети любят сказки и интересные рассказы. И в-четвёртых, детям нравится, когда сложные темы из школьных предметов подаются в понятном, интересном и увлекательном формате, с картинками, комиксами, инфографикой и т.д. Соединив все эти элементы, мы создаём журнал, который востребован и теми, кто любит «себя в искусстве», и теми, кому просто интересно читать и получать новые знания.

Сейчас «Переменка» — это не только бумажный выпуск, выходящий раз в месяц, но и цифровая Интернет-платформа. Причём онлайн-версия выступает скорее в роли самостоятельной медиа-площадки, чем абсолютным отражением традиционного — бумажного — варианта. Удаётся ли Вам в эпоху Интернета удержать внимание читателей именно на «классическом» формате? Как?

 

— К сожалению, классический формат сайта сейчас менее востребован, чем, например, соцсети и мессенджеры. Это касается и детских, и взрослых СМИ. Поэтому мы практикуем анонсирование опубликованных на сайте материалов через соцсети и рассказывает о разных проектах непосредственно в социальных сетях. Привлекаем самих детей и учителей к созданию контента и для сайта, и для соцсетей. Но надо помнить, что сайт — это ещё и хранилище информации. Найти что-то по поиску на сайте гораздо легче, чем по хештегам в соцсетях.

 

Когда-нибудь задумывались о переходе на полностью цифровой формат? Что об этом думаете?

 

— Думали, но будем стараться всеми силами поддерживать печатную версию, пока в ней будет потребность у аудитории. Всё-таки журнал — это долгое чтение, а сайт — быстрое. К долгому чтению можно возвращаться снова и снова. Электронные СМИ — прочитал и пошёл «сёрфить» дальше.

 

Когда я впервые узнал о «Большой переменке», а это было в самые первые месяцы существования журнала, я отправлял в редакцию свои заметки, а затем ждал новый выпуск в надежде увидеть знакомые строки. Прошло семь лет. Аудитория читателей увеличилась, и сейчас страницы сайта набирают сотни (а нередко — тысячи) просмотров. Но в журнале остаются всё те же 40 полос. Как вы выбираете, что публиковать, что — нет? Есть ли какая-то памятка для юных корреспондентов, как написать хороший материал?

 

— Да, аудитория увеличилась и редакционный портфель уже распух от писем детей и взрослых. Все хотят, чтобы их творения опубликовали побыстрее, но это, конечно, нереально при ежемесячном выходе всего на 40 полосах. Поэтому руководствуемся «интересностью» или «неинтересностью» тем; качеством произведений, присланных читателями; актуальностью темы в конкретном номере.

 

Например, читатели прислали около 20 стихотворений о весне. Их действительно актуально публиковать в весенних выпусках журнала. Но в печать могут войти 3-5 стихотворения, иначе остальным читателям будет скучно. Значит, остальные стихи остаются на следующие годы. Нужно соблюдать баланс, иначе, потакая одной группе читателей, мы можем потерять остальных.

 

Памятки для юнкоров нет, мы общается с ребятами в соцсетях и отвечаем на их вопросы. Несколько лет назад создали Школу юнкоров «Большой переменки», но регулярно собирать ребят на очные встречи не получается, так как многие дети живут в районах области, поэтому школа юнкоров работает в онлайн-режиме.

 

Фото Александра Барышева

 

Честно говоря, мне было сложно предположить, сколько работ юных журналистов Вам пришлось перечитать и редактировать и сколько ещё предстоит. Какие вы можете отметить основные особенности и тенденции в среде детской и молодёжной журналистики?

 

— Главная особенность очень печальная — это использование чужих произведений без ссылок на авторов, а то и откровенный плагиат. Часто дети (и даже некоторые взрослые!) присылают под видом своих стихов и рассказов тексты, взятые из Интернета. Мне кажется, это вина школы: когда детям задают задание написать доклад или сделать презентацию, все пользуются интернетом, и это нормально, ведь сам ученик не обладает достаточным объёмом знаний. Но школа не учит тому, что любой чужой текст — это чья-то интеллектуальная собственность. Его кто-то написал, затратил силы и время. И присваивать его себе — не просто незаконно, а некрасиво и позорно. Но у современных детей нет таких установок, многие уверены, что всё, что есть в интернете — это ничьё, поэтому бери и пользуйся.

 

Помните, как говорил горе-композитор в прекрасном мультфильме «Пиф-паф, ой-ой-ой»: «Как сказал классик, надо брать музыку у народа, и только обрабатывать её. Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берёшь у композитора — это, собственно говоря, берёшь у народа, берёшь у народа — берёшь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит „плагиат“, я говорю „традиция“».

 

Другая тенденция в молодёжной журналистике — писать ни  о чём. Сейчас популярны так называемые «листиклы», которыми очень любят баловаться многие юнкоры. Это рекомендации, советы  на определённые темы. Как правило, дети их берут из того же интернета, а потом занимаются рерайтингом. Это просто, можно даже из дома не выходить. Зато листиклы набирают много просмотров и лайков. Но к журналистике они не имеют отношения.

 

В 2017 году, а затем и в последующем, сетевое издание «Переменка31» было представлено на Всероссийском конкурсе «Позитивный контент» и по его итогам получило статус финалиста. Насколько важно, на Ваш взгляд, поддерживать имидж позитивного СМИ, в особенности, сегодня?

 

— Считаю, что очень важно, даже в ситуации, когда  позитивные новости мало кому нужны. Нет от них никакого адреналина. Новость о том, что Маша Петрова выиграла всероссийскую олимпиаду по химии прочитают 20 человек. А о том, что Маша Петрова стукнула Васю Иванова портфелем по башке, вследствие чего он попал в больницу с сотрясением мозга, прочитают 20 тысяч. Многие интернет-СМИ в погоне за количеством просмотров (а от этого зависит в том числе и рекламный бюджет, и финансирование), просто перестают публиковать новости, даже очень важные, если они не набирают большого количества просмотров. Мы по этому пути не идём. В том числе и потому, что видим в своей работе воспитательную миссию.  А воспитывать нужно на хороших примерах, не бояться хвалить кого-то за добрые дела и успехи в учёбе и спорте.

 

К слову о позитивной энергии. Вы главный редактор «Большой переменки» с момента её появления. На протяжении всего пути развития журнала на его страницах были выпущены сотни разных рубрик и десятки проектов. Вспомнить хотя бы Школу юнкоров и Книгу добрых дел. Откуда черпаете вдохновение и энергию придумывать что-то новое? Не боитесь, что в какой-то момент новые идеи закончатся?

 

— Вдохновение, извините за пафос, черпаем в детях. Выше я уже писала о воспитательной миссии журнала. Ещё одна миссия — дать детям поверить в свои силы, раскрыть таланты, дать площадку для самовыражения. Если ребёнок видит, что его творчество, его успехи кому-то интересны, у него просто крылья вырастают.

 

И, конечно, каждый год придумываем какие-то просветительские проекты, ведь мы несём и образовательную миссию. Культура, история, краеведение, наука, творчество — направлений много. Пока запал ещё есть!

 

Фото Александра Барышева

 

Вы всегда видели себя в журналистике? Что больше всего нравится в Вашей работе и есть ли что-то, что вызывает обратное чувство?

 

— Сейчас даже не представляю себя ни в какой другой профессии. Разве что могла бы пойти на ветеринара, но с химией в школе не очень дружила, не сдала бы экзамены.

 

Главное, что нравится в профессии — это постоянное самообразование, встречи с интересными людьми, постоянное обогащение знаниями. А в детском журнале ещё и возможность раскрывать таланты и помогать им. Ну а не нравится иногда перегруз текстами, монотонность… Иногда просто начинаешь ненавидеть буквы как таковые. Это лечится несколькими днями отдыха.

 

Как сейчас выглядит выпуск журнала «Большая переменка»? Расскажите, пожалуйста, об основных рубриках. Какую долю составляют работы юнкоров?

 

— Каждый выпуск — красочный, богато иллюстрированный. Большинство постоянных рубрик повторяются из номера в номер: «Нескучные новости», «Мастер-класс», «Гусиное пёрышко», «Хочу всё знать», «Детское чтение». Детских работ в каждом номере много — от 30 до 60%, — и это главное условие концепции развития журнала.

 

Над чем работаете сейчас? Новые проекты?

— У нас в начале года стартовал другой интересный проект — «Занимательная геральдика». Это рассказ о гербах городов и районов Белгородской области, их истории. О том, как расшифровывать геральдические символы. Мы даже запустили конкурс «Нарисуй герб своей семьи», и ребята очень живо на него откликнулись, каждую неделю мы получаем письма с семейными гербами от мальчишек и девчонок. Это здорово!

 

Не могу не спросить про нынешнюю обстановку. Как режим самоизоляции повлиял на работу редакции? Работаете дистанционно? Карантин как-то повлияет на выход журнала?

 

— Журнал выходит и будет выходить несмотря ни на что. Мы трудимся в обычном режиме, удалённо работают дизайнеры-верстальщики и корректоры. Единственное, в чём нам не повезло в этой ситуации, что нет возможности проводить презентации журнала в школах, а это может очень больно ударит по подписке.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×