>
«Меня воспитала поисковая группа»

«Меня воспитала поисковая группа»

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» — некоммерческая организация. Движение создано семь лет назад и имеет 82 региональных представительства, которые участвуют в поисковых экспедициях во всех 37 районах России, где шли военные действия. Во время Международной «Вахты Памяти» «Западный Фронт. Варшавское шоссе» мне удалось познакомиться и побеседовать с ответственным секретарём ООД «Поисковое движение России» Цунаевой Еленой Моисеевной.

 

 

 

— Елена Моисеевна, как случилось, что Вы оказались участником поискового движения? Как давно это произошло?

 

— В 1983 году я вступила в поисковую группу «Верность» школы № 99 Города-героя Волгограда. Наша группа полевым поиском не занималась. У нас был Музей 6-ой Гвардейской танковой армии. Нам военкомат передавал запросы родственников погибших бойцов. Мы помогали посмотреть где находятся захоронения. Впервые в настоящем поисковом действии я участвовала в 1989 году, когда проходила Первая Всесоюзная «Вахта Памяти». Я уже к этому времени была не школьницей, а студенткой. «Вахта» прошла уже после того, как в 1988 году прошёл Первый Всесоюзный сбор поисковиков. Но я про этот ещё ничего не знала. Наш руководитель отряда — Тамара Александровна Орешкина вывезла нас в Мясной Бор. Студенты, ветераны, армия тогда отслужили первую большую «Вахту». Вот с тех пор я и езжу каждый год с поисковиками.

 

 

 

— Елена Моисеевна, а какой след оставила война в судьбе Вашей семьи?

 

— У меня оба деда вернулись с фронта. Одного я в живых не застала, он умер до моего рождения. Второй — после. Здесь, скорее, сыграла свою роль не семейная история, а школа, командир отряда и общение с ветеранами 6-ой Гвардейской танковой армии. Мы были настоящими красными следопытами, собиравшими боевой путь воинских подразделений. Мы открыли Музей, много общались и дружили с ветеранами. У нас было большое подразделение.

 

 

 

— Елена Моисеевна, а что на Ваш взгляд отличает поисковика от обычного молодого человека?

 

— Во-первых, жизненная позиция: активная, гражданская. Быть поисковиком без специальной подготовки, без умения работать в команде, без определённых волевых качеств — просто невозможно. Ты можешь быть слабым физически, но иметь сильную волю. Во-вторых, здесь найдёт применение любой. Я всю жизнь была в спецгруппе по физкультуре, но, заразившись духом команды, значением этой работы, гордостью за то, что делаем государственное дело — всё это определило и мой характер, и выбор профессии. Мой учитель, танкист, ветеран, когда-то сказал: «Меня воспитал экипаж». Я тоже могу сказать, что в какой-то мере меня воспитала поисковая группа.

 

 

 

— Елена Моисеевна, Вы во всех «Вахтах Памяти» принимали участие?

 

— Нет, это невозможно. «Вахта Памяти» — это собирательное название, это комплекс мероприятий. Это могут быть и полевые экспедиции, и работа по архивам, и просветительские мероприятия, мемориальные мероприятия. А вот если говорить про экспедиции, то раз в году я всегда ездила в экспедицию. Когда-то это была одна экспедиция, когда-то — две или три. Но с 1989 года каждый год точно ездила.

 

 

 

— Какое самое незабываемое ощущение в поисковом опыте?

 

— Каждая экспедиция приносит что-то новое. Поисковая группа помогла мне преодолеть слабости моего характера и сформировала мою личность. У меня сформировалось настоящее желание учиться. Я могу учиться у ребят младшего возраста, потому что они это умеют, а я — нет. Могу учиться у людей старшего возраста. Я не боюсь признаться, что чего-то не умею. . В этой экспедиции я горжусь собой, потому что я — степной человек, а смогла, выходя в лес, ориентироваться в лесу, найти то место, которое мне было нужно. Вернуться сюда и на следующий день. То есть для меня это личное достижение.

 

 

 

— Как правило, дело начинается с небольшого количества энтузиастов. А как Вы думаете, почему «Поисковое движение» поддерживает так много россиян?

 

— Возможно, потому что в каждой семье есть своя военная история. У нас очень сильна идея наставничества: работа молодых и опытных. У нас очень сильны традиции. Это отличает нас от любого волонтёрского движения. Наше содружество даёт уверенность, что ты делаешь что-то важное и правильное. В последние годы и государство большое внимание уделяет поисковому сообществу. Люди всё больше узнают про него благодаря средствам массовой информации. Они понимают, что это не только наше личное желание, но и важное для всех дело. Всё это вместе взятое даёт силу поисковому движению. Заметим, что поддерживают люди вне зависимости от того, живут ли они в боевом регионе или нет.

 

 

 

— Елена Моисеевна, в чём, на Ваш взгляд, принципиальное отличие «Поискового движения России» от «Волонтёров Победы»?

 

— Во-первых, история. «Поисковое движение России» возникло в 2013 году. Правда, создали его люди, имевшие тридцатилетний опыт работы. То есть движение создано с «багажом», который уже был. Мы сохранили тот опыт, который был, те традиции, которые приняли. «Волонтёры Победы» — это относительно новое движение, которое родилось в 2015 году. В юбилейный год ребята помогали проводить большие массовые мероприятия. Расставаться после празднования Юбилея Великой Победы никто не хотел, потому что уже какие-то достижения были, что-то уже получалось.

 

 

 

— Елена Моисеевна, в год 75-летия Великой Победы наблюдается всплеск интереса к истории своих предков. Как Вы думаете, это — дань моде, то есть у меня есть такой замечательный воин-предок, или это что-то другое?

 

— Я бы сказала, что не в год 75-летия Победы, а когда стала набирать популярность, стала широко известна акция «Бессмертный полк». Посмотрев, как люди выходят с портретами своих близких. Традиционно к 9 Мая поисковики получают больше запросов, к 22 июня. Но массово — это «Бессмертный полк». Вторая история здесь вот какая..Благодаря Министерству Обороны РФ появилась «База данных», информационные порталы, которые сделали более доступными архивные документы, и у людей появилась возможность лично посмотреть: какой же есть «военный след» в истории их семьи. Да и поисковые отряды всё больше рассказывают о важности и нужности сохранения военной истории семьи. Да и СМИ помогаю «погрузиться» в эту тему.

 

 

 

— Когда происходит перезахоронение и о человеке стали известны все его данные, то говорят: «Вот ещё один боец вернулся с войны». А что для Вас означают эти слова?

 

— Когда мы проследили, благодаря поисковикам, весь путь человека, когда соотнесли поисковый опыт и данные архива, то происходит финальная точка — церемония захоронения. Туда мы можем прийти и во все религиозные праздники, и в памятные воинские дни. Вернуться с войны – это получить упокоение и закончить какую-то свою историю.

 

 

 

— Елена Моисеевна, будут ли в Вашей жизни ещё экспедиции?

 

— Конечно, будут! Потому что это мой принцип жизни. Сколько смогу, столько буду помогать их организовывать и сама участвовать.

 

 

 

Много ещё солдат, которые не вернулись с войны. И в наших силах сделать так, чтобы большинство воинов вернулись домой.

 

Фотография из личного архива Елены Цунаевой

Комментарии (1)
Дарья Цыба
01 сентября

Илья. спасибо за интересное интервью с интересным человеком, настоящим патриотом своей страны: «Вахта Памяти»и её дела — бесценны!

Вход Регистрация
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×