>
«Артек — живой организм, который создают живые люди» — интервью с директором Школы «Артека»

«Артек — живой организм, который создают живые люди» — интервью с директором Школы «Артека»

Юношеская газета

В ходе Всероссийской акции «Медиавключение», которая прошла 31 января при поддержке Лиги Юных Журналистов, мне удалось поговорить с директором школы МДЦ «Артек» Натальей Николаевной Царьковой.

 

 

Героиня этого интервью — Заслуженный работник образования Республики Крым, директор артековской школы и руководитель проектов. Но самое главное, Наталья Николаевна — артековец, но не в прошлом, а на всю жизнь.

 

 

— Как началась Ваша история любви с «Артеком»?

— В детстве у меня было много интересов. Больше всего нравился спорт и театр. В 1976-м мой класс отправили на всесоюзные соревнования «Старты надежд», которые как раз проходили в Артеке. Так мы впервые и познакомились с Артеком и с морем.

 

 

 

— Какие воспоминания о первой смене Вы сохранили?

— В первую очередь, это люди. Моя первая смена получилась международной. В то время шла война между Израилем и Палестиной и некоторые ребята оттуда приехали вместе со мной в Хрустальный. Когда приехала делегация, наши вожатые разделились, Лиля перешла на отряд к палестинцам, а Роман Владимирович остался на нашем. Несмотря на такое деление, мы с ребятами стали большим-большим отрядом. Мы учили ребят танцевать «Яблочко», а они нас своим танцам. Еще читали стихи друг другу у костра. «Я возьму этот большой мир,

 

Каждый день, каждый его час…» — эти слова из песни Рождественского стали нашим слоганом.

 

По вечерам мы садились в «отрядный круг» и впервые в жизни разговаривали друг с другом как взрослые. Вот это на всю жизнь. Это дорогого стоит…

 

 

 

— Вы упомянули всесоюзные спортивные соревнования. Как они проходили?

— Самым ярким воспоминанием стало общее гимнастическое выступление. Мы выступали под «Арлекино» и «Воздушную кукурузу» и в какой-то момент должны были лечь на землю и написать своими телами слово «Артек». И что вы думаете? В этот день пошел жуткий ливень, а мы в новой форме. К началу выступления выглянуло солнце, но в кульминацию снова хлынул дождь. Но мы не прекратили, и каждый с удовольствием лег в свою лужу. А потом встали все грязные, но счастливые и долго смеялись.

 

 

 

— Когда Вы ездили в лагерь ребенком, уже существовала артековская школа?

— Конечно! После соревнований мы все время проводили там.

 

 

 

— И что особенно запомнилось?

— Я хорошо помню своих учителей. Например, физика, который объяснял нам теорию относительности на популярном тогда мультфильме «Ну, погоди!».. А еще учительницу английского. Когда она вошла в класс, то сказала только 4 слова на русском: «Меня зовут Светлана Владимировна». И больше ни одного за всю смену — только по-английски. Тогда я и полюбила язык. Поэтому-то, наверное, и решила стать филологом.

 

 

 

— Как продолжился Ваш путь в «Артеке»?

— Сначала я стала председателем Совета Дружины лагеря Хрустальный. Меня выбрали ребята. В конце смены вожатый Роман Владимирович спросил меня: «Не хочешь ли ты стать вожатой?» Вы удивитесь, но я ответила «нет». Тогда я только определялась. У меня в этом возрасте было три теории, три круга: первый круг — я это умею, и я это хочу, второй круг — я это не умею, но я это хочу, и третий — я это умею, но я этого не хочу. Так я и выбирала дальнейшее направление своей жизни.

 

Учителя в школе прочили мне большие успехи, но каждый — в своем предмете. И в литературе, и в математике, и в спорте. Объединяла их всех уверенность, уверенность в том, что мне нужно быть педагогом. Когда настал момент выбора эти люди стали для меня важными. К слову, в нашем отряде 8 человек выбрали профессию педагога. Не только люди вокруг, но и, в целом, «Артек» дал мне определяющие вещи в собственном росте.

 

 

 

— С кем из артековских друзей детства Вы поддерживаете общение?

— Круг друзей очень широкий. Мы на связи постоянно, приезжаем друг к другу в гости и созваниваемся. Иногда мне звонит одноклассник и поет строчки из песни «Абсолют». А каждое восьмое марта — совожатый Володя Горчаков и говорит: «Любимая напарница — с Праздником!». И моя мечта — собраться вместе в «Артеке» на его столетие.

 

 

 

— Какое у Вас любимое место в Артеке?

— Их много. Но одно из самых любимых — Пушкинский грот. Когда я была вожатой, мы приходили с ребятами туда для подведения итогов. Ведь это мощное средство рефлексии. «Мы часто наверное спорили, пытаясь друг друга понять» — это строки из стихотворения одного парня из отряда. Это и происходило у нас в Пушкинском гроте.

 

 

 

— Как создается такой сплоченный коллектив?

— Я расскажу вам историю. В 2004 году к нам в Озерный (я тогда была начальником лагеря) приехал мальчик, его звали Лешка. Ему было 10 лет и он постоянно убегал. Никто не мог понять почему. Поговорив с родителями, мы выяснили, что Лешка усыновлен и так случилось, что его приемный отец заболел серьезно, а мать решила вернуть мальчика в детский дом, ей было очень тяжело. Тогда мы договорились с вожатыми, что каждый из нас станет другом для Алексея. Так, Леша помогал выносить награды на церемонии, пек пироги с поварами. А когда он уезжал, все плакали, весь лагерь.

 

В 2010 я уже работала директором Школы. Однажды мне сказали: «Наталья Николаевна, вас какой-то парень ищет». Это был Лешка. Он выиграл путевку в «Артек» за свои прекрасные рисунки. Ему хотелось доказать, что он достоин вернуться сюда снова, сам.

 

 

 

— Сильно ли отличается сегодняшний «Артек» от того, с которым Вы познакомились в 1976-м?

— Отличается, конечно отличается. «Артек» — живой организм, который создают живые люди. Другое время диктует другие задачи. Раньше в Школе МДЦ была классно-урочная форма, классическое советское образование. Сейчас образование пытается ответить на вопросы сегодняшнего дня. Мы создали другую систему: 5 предметов для сетевых образовательных модулей и 5 предметов для классно-урочной системы. Мы проводим интеграцию предметов, соединяем литературу с географией, с историей и т.д. В Артеке важно, что не только учитель может провести вас в мир знаний. Все учит.

 

 

 

— У Вас на полке стоит модель корабля с алыми парусами. Что этот символ значит для Вас и верите ли Вы в мечту?

— В прошлом я два года проработала руководителем проектов в лагере. Мы создавали программы смен и одну из них я написала по книге А.Грина «Алые паруса». Тогда у меня появилась мечта — отправить выпускников артековской школы на бал в Санкт-Петербург. В этом сильно помогло объединение с Россией. Я считаю, что мы должны принадлежать миру, а Россия как раз исповедует эту открытость миру.

 

И моя мечта сбылась. Мы это сделали. Ребята двое суток добирались на артековском автобусе до бала, и с тех пор наши выпускники каждый год ездят в Санкт-Петербург на бал «Алые паруса».

 

 

 

— Что бы Вы пожелали будущим артековцам?

— Станьте капитанами своей судьбы, как Грей из книги “Алые паруса». Важно понимать что происходит в вашей жизни, пытаться осмысливать, куда вы направляете собственную энергию и силы. Я бы хотела сказать вам, ребята, что вас ждут великие дела. Помните это. И еще желаю вам находить понимание и чтобы вас слышали.

 

 

 

Слова «Артековец сегодня — артековец всегда» отлично описывают героиню этого интервью. Путь Натальи Николаевны Царьковой от пионерки до директора школы «Артека» действительно вдохновляет. И сразу становится понятно, что «Артек» — это не детский лагерь, а родной дом и настоящая колыбель талантов.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×