>
Как в семье жить по-артековски

Как в семье жить по-артековски

Длинные истории

Для кого как, а для моей семьи оказалось, что жить по принципу «Артековец сегодня – артековец всегда» , фантастическая реальность. О двух артековских поколениях семьи Лобовых из Костромы мой сегодняшний рассказ.

 

 

 

Всё началось в далёком 1982-м году

 

Тогда девятиклассница обычной костромской школы столкнулась впервые с тем, что её путёвка в «Артек» «уплыла мимо» … к дочери комсомольского работника города. Другой бы и опустил руки, отказался от мечты, но только не Светлана.

 

Поступив на очень престижный факультет КГПИ, она знала, что через четыре года будет выбор места педагогической практики для лучших студентов испеда (иногда его называли по-старому Пионерфак): «Артек» или «Орлёнок». Пришло время, и она выбрала «Артек». Шёл 1987 год.

 

«Артек» не отпускает. Мечта, ставшая реальностью, манила и звала. После завершения вуза нужно было отработать три года. А это значит, будет почти 25 и шансов стать кадровой вожатой почти не остаётся. Как лучшая вожатая Костромской области в январе 1991 года наша героиня становится участницей Всесоюзного слёта вожатых, проходившего в «Артеке». И вот тут стало понятно: надо действовать. Артек ждёт тебя и Главное управление готово принять на работу. После Слёта Обком комсомола вручил ей комсомольскую путёвку на работу в «Артек». Это направление стало определяющим и не требовало доработать 3 оставшиеся месяца. Так старшая вожатая нашей школы и учитель истории стала вожатой в МВД «Артек» в дружине «Лазурная».

 

Одно дело, когда ты студент-практикант, другое – кадровый вожатый. Ежедневный труд, каждую минуту ощущение ответственности за детские жизни. Светлану радушно встретил зимний «Артек» января 1991 года. Куда направят? И, о счастье, в дружину «Лазурная».

 

 

 

– Светлана Анатольевна, а чем же отличается зимний «Артек» от летнего»?

 

– Раньше зимние смены были по 40 дней. Что это значит, Ксюша, ты поймёшь, когда 15 марта будешь уезжать из «Артека». Это как твои две смены, это как шанс, который выпал тебе увечилить в два раза то счастье, которые ты испытываешь. Мы работали вместе с вожатыми дружины «Морского», который был лишь летним. Обе дружины в то время негласно считались «элитными». Когда мне в апреле моряне-вожатые предложили на лето отправиться и поработать в «Морском», я отказалась.

 

 

 

– А почему? Ведь «Морской» всегда был каким-то необычным: современный, на берегу моря, именно туда приезжали знаменитости?

 

– Илья, всё дело в «артековском духе». Во времена СССР он был очень разный. Каждая дружина имела свою «изуюминку»: «Лесной» вёл программу «Путешествие в ноосферу», янтарники отправлялись «в космический полёт». Наш «Лазурный» был очень гостеприимным и домашним. Представь отряд из 32-40 человек, на котором работает один вожатый? А ведь так и было. Мы чередовались, и один из вожатых начинал работать утром, второй приходил к обеду, отпуская напарника пораньше вечером. Ребята за 40 дней были такими понимающими, дружными, что трудно сейчас представить.

 

На фото героиня интервью четвёртая слева в третьем ряду, а директор современной артековской школы вторая справа во втором ряду

 

 

– А что делали ребята в зимнем «Артеке»?
– Да то же, что и в летнем. Два раза в смену выпадало дежурство по столовой, где мы на подносах разносили второе и фрукты на каждый стол, сервировали столы, вожатый разливал компот или чай. Пять раз в день. К вечеру от усталости ребятам хотелось даже пораньше лечь спать.

 

Зарядка проходила на нашей спортивной площадке. Ежедневно ребята-дежурные по отряду гладили пионерские галстуки для всех. В школу добирались на автобусах от знаменитого «Пролома».

 

 

 

 – Меня интересовал в «Артеке» вопрос: «А чем занимаются вожатые во время наших уроков?

 

— Во время школьных уроков вожатые отдыхали и приводили в порядок свою рабочую форму, общались, могли в холле нашего общежития «Олимпийское» посмотреть телевизор, готовились к мероприятиям.

 

 

 

 – А что запомнилось из развлечений зимних смен? Что нравилось ребятам?

 

– Этого сейчас, я думаю, что нет в «Артеке». Мы ездили в бассейн под открытым небом. Был такой с подогретой водой. Чтобы попасть из раздевалки внутрь бассейна, нужно было в специальное окошко-люк нырнуть. Самое удивительное, что не было холодно. Ну и, естественно, массовки. Они традиционно проходили перед Пушкинским гротом.
Жаль, что зимой темнело рано. Но «Лазурный» был удивительно красив в свете фонарей.

 

 

 

 – Светлана Анатольевна, а почему «Лазурный» считался домашним? Это из-за корпусов, которые называются «дачи»?

 

– Нет, Ксюша, не только и не столько. Наши вожатые никогда не повышали голос на ребят. Чем тише ты говоришь, тем ребята тебя внимательно слушают. Ты видела, когда-нибудь, как я на физкультуре ребят считаю для того, чтобы отметить в столовой?

 

 

 

 – Нет, а как?

 

— По-артековски, ладошками. Именно так мы определялись, все ли вышли из корпуса. Это ведь не сложно: стукни по ладошке вожатого и назови цифру, следующую за уже названной.

 

 

 

 – А разве встать в пары не проще и пересчитать ребят?

 

— Ну, это по-детсадовски получится. Да и строем мы не ходили. Просто общей дружной командой отряда. Шли «большой кучей», обсуждая или разговаривая с тем, с кем хочется, но, не мешая другим быть услышанными.

 

 

— Хорошо зимой в «Артеке»?

 

— Да, главное – удивительно. Ты же удивишься, когда узнаешь, что уже сейчас там цветут абрикосы, а в марте зацветут розы? Такого в Костроме не встретишь.

 

 

 

— А чем отличался летний «Артек»?

 

— На дачах мы распахивали окна и слушали шум моря, который успокаивал и навевал сон. А те, кто не привык спать, смотрели на белок, которые прямо перед твоим окошком играют на кипарисах. Смена была немного короче — 30 дней.

 

 

 

— Были ли в «Артеке» профильные отряды?

 

— Да, морской отряд. Мне удалось стать его вожатой. Тогда мы победили в морском многоборье. И был ещё медицинский отряд, который создавался на зелёной даче. Там внизу располагался медпункт и в таком отряде были, как правило, ребята, имевшие в медкартах особые отметки о щадящем режиме. И медики близко, и занятия идут полезные для ребят.

 

 

— Светлана Анатольевна, за воспоминаниями мы отклонились от главной темы нашего разговора. Ваша семья живёт по-артековски. А что это значит?

 

— Думаю, что на этот вопрос лучше ответит мой младший сын Илья.

 

— Ксюша, в нашей семье просто все живут по артековским законам:

 

«Закон ноль-ноль»: мы никогда и никуда не опаздываем. С детства нас приучают к тому, что все дела начинать надо вовремя. Опаздывая, ты доставляешь неудобства другому. Даже на вопрос: «Ты голодный? Кушать будешь?», каждый отвечает: «Да, голодный, буду обедать через 15 минут».

 

 «Закон зелени»: Наверное, это один из самых правильных законов. В «Артеке» он означает, что нельзя рвать веточки с растений на память. А в нашей семье не просто нельзя обижать растения. Нельзя нарушать зелень планеты. Я совсем недавно понял, что за свои … лет (будущему медиавожатому не стоит раскрывать свой возраст) не выкинул ни одной бумажки, фантика, упаковки на улице. Все в семье и всё доносят до нашего мусорного мешка. Другим даже весело наблюдать, как упаковку от мороженого я складываю в рюкзак, а не бросаю в урну. Мне из-за этого было сложно в «Артеке», приходилось приспосабливаться к иному поведению.

 

 «Закон территории»: нельзя уходить самостоятельно, не поставив домашних куда и насколько ты идёшь: «Иду с друзьями, вернусь в девять». Домашние должны быть в курсе, кто и где находится. Это важно для нашей безопасности. Моему брату скоро 29 лет, но он по-прежнему придерживается этого правила.

 

«Закон гостеприимства»: думаю, что даже комментировать не стоит. Мы рады гостям.

«Закон доброго отношения к людям». Он, пожалуй, самый главный. Доброе отношение все проблемы отодвигает на второй план. Мы понимаем, что «принцип бумеранга» никто не отменит. Именно поэтому в нашей семье есть негласный девиз: «Ни дня без доброго дела». В детстве нас мама даже учила самоанализу: «Что и кому ты сделал сегодня доброго? Кому помог». Ксюша, я ответил на твой вопрос?

 

– Да, Илья, спасибо. Я всё поняла.

 

 

 

Пройдёт немного времени и в семье Лобовых появится не просто второе артековское поколение, а второе поколение артековских вожатых. А ведь это замечательно: вожатый он всегда с ребятами .. и немного впереди!

 

Авторы текста Шварева Ксения, Лобов Илья, Лобова Светлана Анатольевна

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×