>
Артек – начало всех начал

Артек – начало всех начал

Юношеская газета

В 70-е годы прошлого века Артек был другим лагерем в другой стране, в другом мире. Но и сейчас, и тогда – это место силы для всех приезжающих туда. Судьба свела Володю Пигалова с «Артеком» в далёком 1976-м году, когда он учился в 8-м классе московской школы. Пройдут годы и Владимир с уверенностью будет говорить, что Артек – это на всю жизнь, все значимые события его жизни отправной точкой имеют именно этот крымский островок счастья у подножья Аю-Дага.

 

 

 

Кому-то может показаться странным, но мне интересно всё, что связано с общественной жизнью советских школьников 70-х и 80-х годов прошлого века. Возможно, этот интерес вызван тем, что на эти годы пришлось детство моих родителей, а мама была в школе активисткой. Она много рассказывала мне про жизнь пионеров, про совет дружины, про комсомол и про лагеря пионерского и комсомольского актива, про слёты, походы и множество интересных мероприятий, которые организовывал пионерско-комсомольский актив школ. А ещё о том, что мечтой всех советских школьников были Артек и Орлёнок.

 

 

 

Однажды побывав в Артеке, мне стало интересно, а каким он был в те годы, когда о нём мечтали мои родители и их одноклассники? В интернет мне удалось познакомиться с несколькими людьми, которым посчастливилось посетить Артек в 70-е годы прошлого века. И сегодня я беседую с таким артековцем – Владимиром Пигаловым.

 

 

 

– Владимир, как удалось получить заветную путёвку?

 

– Тогда, в моём прошлом, Артек был другим лагерем в другой стране, в другом мире… В мире, где советские люди строили светлое будущее, зримым примером которого и был Артек, всесоюзный лагерь имени Ленина орденов Дружбы народов и Трудового Красного знамени… Это были тогда не пустые слова. Первый раз я увидел Артек 16 июня 1976 года, когда ученик 8 класса средней школы 617 г. Москвы, знаменосец пионерской дружины имени генерала Алексеева Володя Пигалов был награждён путевкой в Артек и приехал в лагерь Лазурный. Это было не везение, а заслуженная награда, пусть, на мой взгляд, и награда, выданная авансом.

 

 

 

– Как отнеслись одноклассники, когда узнали, что Вам предстоит поездка в Артек?

 

– Одноклассники мне завидовали, надеюсь по-доброму, потому что зависть была, но злобы не было. Как я узнал позже от нашего района было две путевки в Артек на эту летнюю 30-дневную смену.

 

 

 

– Чем запомнился Вам Артек? Расскажите о самых ярких впечатлениях.

 

– Я был председателем совета 4-го отряда 5-й смены. Наш 4-й отряд 1976 года был дружным, отношения в нём были хорошие. Дружба по переписке потом продолжалась несколько лет. Сам Артек стал для меня зримым воплощением мечты о счастье. Эту мечту я пронес через всю свою жизнь… Яркими впечатлениями были все дни пребывания в Артеке. Рассказать в нескольких словах – задача нерешаемая. Артек не был просто лагерем отдыха, экскурсий и развлечений, это было место общественной работы, личного развития, становления личности. В наше время это было очень важно, поэтому Артек остался со мной навсегда, во многом определил мою судьбу, моё будущее.

 

 

 

– Вы так рассказываете про Артек, что даже не верится, что Вы были там всего один раз… Складывается впечатление, что Вы ещё не раз приезжали туда.

 

– Память о прекрасных днях, проведённых в Артеке, давала мне силу и радость в жизни. И когда я был студентом Московского института электронной техники, первое студенческое трудовое лето провел не в стройотряде, а в вожатском клубе института «Орлёнок». Этим клубом я потом руководил два года. В 1983-м году написал письмо в Артек с рассказом о себе и с просьбой взять на работу на лето.

 

 

 

– Получается, что спустя 7 лет с момента первого знакомства с Артеком Вы вернулись туда уже в новом статусе? И судьба, как мне кажется, определила Вас опять в Лазурный?

 

– Работать пионервожатым мне посчастливилось уже в Речном, у замечательного директора Розы Ивановны Ивановой, с вожатыми-ветеранами из Школы педагогических работников «Артека», с коллегами-студентами педагогических институтов из Челябинска и Новосибирска.

 

 

 

– Глядя на Ваши артековские фотографии, сразу бросается в глаза одна времён Вашего вожатства. На ней Вы с симпатичной девушкой. Это Ваша напарница?

 

– Это Ирина. С ней я познакомился в Речном в 5-ю смену. Изначально она была моей напарницей, а затем стала женой. Мы вместе вот уже 38 лет. У нас трое взрослых детей, двое из них были детьми в Артеке. Конечно же, в Речном, в 1-м отряде 5-й смены.

 

 

 

– После того, как женились, больше не ездили в Артек?

 

– Летом 1984-го года вновь приехал работать в Речной к старым и новым друзьям. В 1985-м году приезжал в апреле с самодеятельной агитбригадой в Артек. Последний раз мы с Ириной побывали в Артеке летом 2015 года, на Юбилее. Навестили нашего директора Розу Ивановну, обошли практически весь лагерь – фотографировали, снимали видео. Хотя это был другой лагерь, те же корпуса, те же места, но другая страна, другие дети, другие порядки…

 

 

 

– Позволю не согласиться с Вами. Многие артековские традиции и порядки живы. Вот, к примеру, легенда про Абсолюта. Ох, как я не любил в Артеке тихий час и этого вредного старикашку.

 

– Наверное в детстве тихий час в таком месте кажется лишним. Мне Абсолют в Артеке понравился, когда работал вожатым – было время немного передохнуть. Мы работали на отряде по двое, иногда по одному в день с раннего утра до поздней ночи.

 

 

 

– Хотелось ли Вам тогда, в 70-е в Артеке что-то изменить?

 

– Когда был пионером в Лазурном, очень хотелось обновить лагерь, казавшийся старым по сравнению с Морским и Прибрежным. Обновление произошло почти через 40 лет.

 

 

 

– Артек – это, в некотором роде, государство в государстве. В нём другие люди, другие представления о жизни. Вас так многое связывало с Артеком, не было ли морально тяжело возвращаться в обычный мир, в повседневность?

 

– В далеком 1976 году, и позже в 1983-84 годах после Артека отношения с «окружающим миром» складывались непросто. Нас на смену «перебросили» в светлое будущее, в мечту, а потом приходилось, иногда мучительно, возвращаться назад в своё время, в своё окружение. Помогали друзья, конечно, переписка с артековцами, которые тебя понимали и общественная работа, коллеги-вожатые… С которыми и сейчас встречаемся, проводим слёты артековцев, например, в посёлке Хохол Воронежской области. Там наши друзья, артековские вожатые Владимир и Татьяна Власовы, устроили даже народный музей Артека. В его коллекции масса исторических экспонатов: проигрыватель с артековскими песнями, галстуки иностранных делегаций, формы вожатых разных стран, пионерские барабаны, значки, фотографии, письма и другая атрибутика. В этом музее теперь проходят слёты артековцев разных поколений.

 

 

 

– Владимир, а каким бы Вам хотелось видеть современный Артек?

 

– Очень хочу, чтобы обновленный Артек стал не только местом отдыха детей, но и местом, где воплощаются в жизнь лучшие мечты и помыслы, где и ребята, и взрослые многому учатся, развиваются, преодолевают трудности и преграды… Где учатся и начинают делать себя, своё дело, свою жизнь, свою страну лучше!

 

 

 

– Чтобы Вы пожелали ребятам, которым только предстоит знакомство с Артеком?

 

– Берегите память об Артеке, о своих делах и достижениях, о своих друзьях! Пусть Артек станет для вас, новые артековцы, воплощением вашей мечты! Вашим успешным стартом в будущее, вашей ракетой-носителем выводящей на орбиту взрослой жизни корабль мечты!

 

 

 

Прошло уже почти 45 лет с того момента, как восьмиклассник Володя приехал впервые в Артек… Сейчас Владимир – состоявшийся в жизни человек, работает в структуре Роскосмоса, приближает нашу мечту к звёздам… Но, мне показалось, что несмотря на серьёзную работу, в душе он всё тот же артековец, недаром считается, что «Артековец сегодня – Артековец всегда!»

 

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×