Борис Грачевский: «Я грустный человек»
«Сегодня у нас гость, который не нуждается в представлении, — художественный руководитель журнала «Ералаш», режиссер, продюсер, актер, поэт – Борис Юрьевич Грачевский!» – торжественно объявляют со сцены, и сам гость уже берет в руки микрофон. В малом зале кинотеатра «Аврора» в последний день октября в рамках VI Санкт-Петербургского благотворительного кинофестиваля «Детский КиноМай» состоялся показ внеконкурсного фильма «Крыша», который снял создатель самого популярного юмористического журнала.
Вся история начинается со сцены на обычной крыше московского дома. Там собираются три школьные подруги, которые беспечно строят планы на будущее, обсуждают мальчиков, танцуют, поют и рассказывают любимые анекдоты. Однако история каждой из этих трех старшеклассниц очень запутанная и серьезная.
Даша брошена на произвол судьбы: мама работает в несколько смен, часто задерживается по ночам, чтобы обеспечить своей дочке хорошую жизнь. Отец ушел в другую семью, и девочка не может простить его за этот поступок и справиться со своей ревностью. Единственная, кто учит Дашу жизни, — соседка баба Нюра, бывшая уголовница и жертва алкоголя. В отсутствие хорошего воспитания, внимания и заботы, героиня начинает курить и дерзко себя вести. Однажды девочка влюбляется в новенького одноклассника, но, по традиции, не взаимно – мальчик ухаживает за подругой Леной. Девочки отдаляются друг от друга, Даша не может простить подруге несносного и нечестного кокетства, ведь втроем одноклассницы в самом начале решили не переманивать новенького на свою сторону. Героиня откровенно ревнует, строит Лене козни, и в один момент затевает настоящую драку, которая не обходится без последствий. Новенький все же проявляет внимание к ней, но исключительно дружеское – у него и в мыслях не было встречаться с кем-то из девочек. Даша понимает, что натворила глупость, и убегает на поиски подруги.
Лена – дочь успешных родителей. Мама Татьяна работает директором в школе, готовится стать главой городского отдела образования, а папа – знаменитый скрипач. Только не так все просто, как кажется на первый взгляд. Татьяна – властная и строгая женщина, готовая сделать все для достижения своей цели. Ее муж, наоборот, начал пить и потерял свою известность, а позже и место в оркестре. В прошлом Татьяну связывали отношения с директором скрипача, и она решает это использовать. Женщина обманывает бывшего любовника и говорит ему, что Лена – его дочь.
Мужа возвращают на работу, но в оркестре тут же начинают ползти слухи. В это же время девочка начинает гулять с новеньким одноклассником. Однажды Лена приглашает мальчика на чай домой, где их и застает Татьяна. Из-за вранья Даши, мама воспринимает ситуацию в совершенно ином виде, выгоняет парнишку, а дочери устраивает скандал. Девочка не выдерживает эмоционального напора и убегает из дома.
В семье третьей подруги — Светы тоже разлад: мама изменяет мужу с его братом Вадимом. Дядя девочки несколько месяцев упрашивает возлюбленную уйти к нему, но Юле не хватает смелости всё бросить. В это же время ее отец Пётр, который постоянно пропадает на работе, готов перенести своё производство в родной город, и больше времени уделять семье. Жена принимает решение прекратить изменять мужу, и просит Вадима больше не появляться в её доме. Но в один из вечеров мужчина в алкогольном опьянении всё же заявляется к брату в гости, намереваясь рассказать ему о романе и увести жену. Оставшись наедине, Вадим и Юля начинают выяснять отношения, но так и не могут расстаться, а Света случайно застает сцену их поцелуя. Девочка не может смириться с тем, что семья распадается, не выпускает маму из дома и всячески старается прекратить ее общение с любовником, с которым разбирается её отец. Однако мольбы дочери не останавливают неверную жену, и она сбегает к Вадиму, а Света – к Даше, которая пристраивает её к бабе Нюре. Там девочка живет несколько дней, узнает страшную историю женщины, даже пробует пить. Родители находят дочь, но по дороге домой та успевает сбежать.
Сцена снова переносится на крышу, где случайно пересекаются Даша и Лена. Обе из них уже готовы прыгнуть с крыши вниз от нервной жизни, из-за трудностей в семье, плохих отношений с родителями. Но разумная Света спасает подруг от самоубийства, внезапно появляясь на той же крыше. Втроем девочки решают, что нужно жить и наслаждаться жизнью, несмотря на все трудности и преграды.
К этому же призывает после показа фильма и сам режиссер. При обсуждении киноленты, Борис Юрьевич ожидал услышать мнение петербургских детей о его киноленте, но зал не очень-то шел на контакт. Позже создатель «Ералаша» признался мне в интервью, что немного расстроен такой реакцией. Обычно аудитория активно хвалит или ругает, спорит о фильме. На его создание, кстати, режиссера вдохновила сама жизнь, в которой нередко происходят подобные истории. Но, несмотря на то, что Борис Юрьевич – один из сценаристов, свой опыт в отношениях с родителями он не вкладывал: «У нас была дружная семья, мои родители были внимательные и заботливые, и я очень благодарен им за это».
Еще с первых кадров я узнала героинь фильма: все они снимались в выпусках «Ералаша». На съемки юмористического журнала девочек пригласил сам режиссер за хорошую работу в «Крыше». Кстати, в поисках актеров на главные роли Борис Юрьевич пересмотрел 3.5 тысячи детей.
На мой вопрос, сложно ли было снимать драму после комедийных выпусков «Ералаша», Борис Грачевский ответил: «Да нет, конечно, это ведь жизнь. Вообще-то я очень грустный человек, и сочиняю грустные истории».
— Кто авторы сценария?
— Я и Ирина Горденкова.
— Вы собираетесь снимать новые художественные фильмы?
— Да, уже сделал вторую картину, сейчас пишу сценарий для третьего драматического фильма.
— Борис Юрьевич, ваша картина «Крыша» была уже отмечена на кинофестивалях?
— Нет, ни разу. На фестивалях сейчас востребовано мрачное кино. Если бы девочки по сюжету погибли, то фильм бы объездил все фестивали. Но кому сейчас нужен счастливый конец?
Анастасия Егорова