Летом по субботам с 12.00
Летний субботний полдень. Мы у собора Петра и Павла в Выборге. Он манит своей прохладой и звуками органа, доносящимися из приоткрытой двери. Что там?
Подходим поближе и читаем объявление. Оказывается, по субботам, с 12.00, здесь каждые полчаса начинается пятнадцатиминутная органная экскурсия. Смотрим на часы. 12.14. Решаем зайти в собор. Прохладно. Пустынно. Милая приветливая женщина кивает нам. Она что-то объясняет молодому человеку, который держит в руках какую-то серую трубу. Экскурсия для одного человека?
И вот уже мы в центре внимания. К 12.30 подошло человек десять. Экскурсовод представилась. Ее зовут Дарья Шкурлятьева. Потом мы узнали, что она регент хора выборгского лютеранского прихода в соборе Петра и Павла, руководитель епархиальной пресс-службы, выпускница Нижегородской консерватории. Она приехала в наш город из Москвы.
Вернемся к экскурсии. Дарья рассказала о том, каким собор был в XIXвеке. Тогда здесь стоял орган в 2 раза больше нынешнего, и находился он на балконе при входе в большой зал собора. Много изменений внесла жизнь особенно в Советское время. Здесь был клуб моряков, а на месте органа – кинобудка, откуда демонстрировались фильмы. В июне 1991 года собор был передан верующим. Этот орган построен в 1963 году в Финляндии, а почти 25 лет назад передан собору Петра и Павла в Выборге.
Мы познакомились со строением органа, узнали, где какая труба находится и какой звук издает. Какой регистр когда нужно выдвигать, чтобы получить нужное звучание. Мы услышали пастушескую свирель, флейту, ирландскую волынку. И все это в одном инструменте! Кстати, серые деревянные трубы, одну из которых держал в начале нашего знакомства с собором молодой человек, предназначены для извлечения звуков педальной клавиатуры. У выборгского органа две клавиатуры для рук – мануалы- и одна – для ног. Сегодня орган запускается с помощью электрического мотора, а раньше, чтобы надуть меха нужны были сильные физически люди, которые работали ногами на специальном приспособлении, похожем на тренажёр для ходьбы.
Но главное в этой экскурсии – органная музыка. Она рождалась у нас на глазах, наполняла зал, наши души – то тихая и нежная, то громкая и тревожная. Бах, Альбинони. Экскурсовод превращался в музыканта. А мы смотрели за действиями Дарьи Шкурлатьевой и понимали, как любит она все то, чем занимается. Запомнилась её фраза: «У лютеранской церкви два бренда – Бах и органная музыка». Так было в далёкие времена, так осталось и сегодня.
А после экскурсии Дарья разрешила задать вопросы, сесть за орган и поиграть на нем. Играть на органе – это необычное явление, честно скажу, фортепиано намного проще. Клавиши здесь, как мне показалось, нажимаются намного сложнее, да и залезть на сиденье, не задев ножные клавиши, сложно. Но опыт этот довольно интересный и, думаю, для пианистов нужный.
Сама Дарья – очень добрый и искренний человек, готовый не только ответить на любой вопрос, связанный с органом, но и сделать мир чуточку светлее и ярче. Светлее и ярче стали наши души после этой встречи. С собором. С органом. С удивительным человеком.