Творчество Kaws: о чем и для кого?
Американский художник Брайан Доннелли, известный всему миру под псевдонимом Kaws, начал свою творческую карьеру более двадцати лет назад. За это время ему удалось стать одним из самых популярных и влиятельных людей в сфере уличного искусства и дизайна. Сегодня Kaws — художник, скульптор, создатель одежды и игрушек. Об особенностях стиля, самых интересных работах и ценах на творчество Брайана Доннелли — в нашем материале.
Конечно, большинство знает Доннелли благодаря дизайнерским коллаборациям с мировыми брендами и виниловым статуэткам — тем самым “мультяшным” человечкам с глазами-крестиками. Однако в творчество он пришел в школьные годы как граффитист и псевдоним “Kaws” придумал, еще будучи тинейджером. Но если в подростковом возрасте уличные рисунки были для Брайана лишь способом самовыражения, то после окончания нью-йоркской Школы визуальных искусств они стали борьбой с рекламодателями за свободное пространство в городах. Разукрашивая плакаты кругами, волнами и крестиками, он превращал рекламу в искусство, делал из нее что-то стоящее и цепляющее. В стрит-арте, собственно, и зародился стиль художника: “X” вместо глаз, плавные фигуры, черепа, скрещенные кости. Позднее всё это нашло отражение в переосмыслении и переделывании на свой лад мульт-героев, интерес к которым Брайан приобрел, вероятно, во время работы в анимационной студии Jumbo Pictures. А сейчас Kaws создает своих персонажей исключительно на основе других, всем известных: Микки Мауса, Спанч Боба, семейки Симпсонов. Простота линий, приемов и образов — вот основная концепция работ Kawsа, благодаря которой они интересны и понятны миллионам.
Первый созданный Доннелли персонаж — Companion. Его также называют Микки Маусом, выпившим яда. Этот “мышонок” с крестиками на глазах и перчатках и костями вместо ушей появился в 1999 году, благодаря сотрудничеству Брайана с японской компанией . На самом деле, японистское направление Доннелли было весьма неожиданно, а потому другие художники не поддержали идею, посчитав дело не прибыльным и не перспективным. Тем не менее, Kaws сумел заинтересовать японцев своим творчеством, и вскоре фигуры Компаньона высотой в несколько метров начали появляться на улицах городов, в торговых центрах, причем уже не только в Японии. Разные вариации «Companion» участвовали в выставке «Beautiful Losers», побывавшей и в США и в Европе. А в 2012 году «Companion» в виде воздушного шара выступил на параде в честь Дня благодарения. Сегодня статуэтки Companion продаются в Москве не менее, чем за 550 долларов.
Кстати, борьбу или даже игру с рекламой Kaws не забыл и не оставил в граффическом прошлом . Например, в 2001 году он создал картину «Running Chum» — «Бегущий Чам». В образе Чама легко узнается герой постера французской компании по производству шин «Michelin». Сам Брайан рассказывал, что подобная связь объясняется его желанием «поговорить на языке рекламы». Картина была продана в 2018 году за 584 тысячи долларов.
В начале 2000-х Доннелли запустил проект «Kimpsons» — герои популярного мультфильма «Симпсоны» в манере Kaws. В работе над «Кимпсонами» ему помогал японский дизайнер NIGO. Главная работа этого проекта — «The Каws album» — была создана в 2005 году. Она сочетает в себе сразу две пародии: на обложку альбома «Sgt. Pepper’s lonely hearts club band» группы «The Beatles» и на обложку саундтрека к самим «Симпсонам». «The Kaws album» был продан на аукционе в 2019 году за 14,7 миллионов долларов.
На «Kimpsons» партнёрство NIGO и Kaws не закончилось. Однако от картин и выставок они перешли к разработке одежды. NIGO познакомил Доннелли с маркой BAPE, которая предложила Брайану целый ряд коллабораций. С этого времени мы можем говорить о Kaws уже как о состоявшемся дизайнере. Вместе BAPE и Kaws выпустили весьма популярные в Японии худи «BAPE&Kaws Companion» и кроссовки «BAPE&Kaws Bapesta». Сотрудничество с BAPE и выпуск коллекции «BAPE&Kaws» принесло художнику ещё большую популярность в дизайнерском деле. Позднее он работал с брендом Uniqlo, с которыми создал футболки с принтами по мотивам комиксов «Улица сезам», с Vans, для которых он разработал дизайн с любимыми Симпсонами-Кимпсонами. Наконец, одна из интереснейших коллабораций Доннелли была выполнена для американского рэпера Kanye West. Но это была не коллекция одежды, а обложка музыкального альбома «808s & Heartbreak», на которой Kaws изобразил руки всем известного Компаньона.
Постепенно — то ли благодаря успешным коммерческим коллаборациям, то ли благодаря простому интересу к его творчеству — работы Брайана из принтов на футболках, картин и статуэток превращались в скульптуры высотою в несколько метров. Например, в Амстердаме в парке Museumplein в центре фонтана стоят двое огромных компаньонов. В музеях и галереях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Майами не раз проходили выставки скульптур. Стоит также отметить трехметрового розового Компаньона в чёрном костюме и с галстуком, созданного Брайаном летом 2019 года для коллекции «Dior Men Spring» — подобное сочетание несочетаемых деталей (череп и кости со строгим костюмом) стало характерной чертой работ Брайана.
Творчество Kaws растет с каждым годом и требует все больше и больше пространства. Поэтому с 2017 года художник работает в Бруклине в огромном здании площадью 10 000 квадратных метров, которое он купил за 17 миллионов долларов. Перед входом стоит большая статуя «GONE» — именно ее издание «Vanity Fair» сравнило с «Пьетой» Микеланджело.
Также меняется и формат работ Доннелли. Во время карантина он экспериментировал с онлайн-изображениями своих творений и, благодаря сотрудничеству с командой приложения Acute Art, расселил 3D-копии летающих компаньонов по всей планете. Так он сделал свои работы доступнее и ближе каждому.
Словом, творчество Kaws – это непрерывное развитие и работа над качественным упрощением, над стиранием границ между высоким и низким искусством, между классическими галереями и разрисованными рекламными плакатами. Его работы понятны всем, они одновременно и о подумать и о полюбоваться. А потому Kaws можно назвать одним из создателей будущего искусства — безграничного и всеобъемлющего.