Неправильный музей
Первое, что броситься в глаза — вывеска, написанная с ошибкой
Проходя по улице Ленина в городе Задонске Липецкой области можно ненароком наткнуться на старый дом быта, который тут же привлечет внимание любителей посетить необычные места. Первое, что броситься в глаза — вывеска, написанная с ошибкой. Только самый любопытный захочет проникнуться больше и зайдем в маленькое помещение, воздух которого пропитан запахом старых газет, журналов и плакатов. Мурашки, появляющиеся от первого впечатления, нельзя игнорировать, так как дальше посетителя ожидает многое другое — огромное количество инсталляций на социальные темы, о которых писали журналисты-современники, старая техника, связанная с работой корреспондентов, маленькие фигурки-человечки, каждые из которых уникальные. Атмосфере предают определённый шарм юмор и сатиры, которым, кажется, покрыты все стены помещения. Это не описание квартиры или дома, это описание музея-прессы «Антресоль».
Студия «Оранжевый лис» и музей «Антресоль» уже давно поддерживают друг друга, между ними царит дружба, которая строилась ни один год. Владимир Иванович Кулик, руководитель пресс-центра, и Александр Викторович Косякин, создатель музея-прессы, познакомились много лет назад, когда каждый из них работал в Липецком издательском доме. Владимир Иванович писал для газеты «Ленинец», а Александр Викторович для «Ленинского знамя» (прим. сегодняшняя «Липецкая газета»). Они очень часто пересекались в издательстве и всегда обсуждали между собой интересующие их темы.
Лет восемь назад Владимир Иванович посетил Задонск, где и заглянул к своему старому знакомому. Тогда у Александра Викторовича уже появилась идея создания музея, и подготовка к этому событию шла полным ходом. Была проблема с помещением, поэтому многие экспонаты в то время лежали у Александра Викторовича в сарае.
— В один день в Задонске обанкротили типографию, и ее купил молодой предприниматель. Он стал избавляться ото всего оборудования, которое хранило в себе множество тайн журналистов — резал линотипы и печатные станки на металлолом. Тогда мне было все это очень жалко, поэтому возникла идея создать там музей. Было потрачено много сил, но, к сожалению, не потянул, пришлось оттуда уйти. Однако мне помог бывший зам губернатора Юрий Божко, попросив выделить районных властей площади, на которых сейчас находится музей, — путь был долгим и тернистым, но все трудности ушли. Так, в 2016-ом году появился музей-прессы «Антресоль», в котором отовсюду так и веет журналистикой. После этого студия «Оранжевый лис» начала часто посещать его, проникаясь своей будущей профессией всё больше.
Вывеска — это первое, что может ввести в заблуждение посетителей. Она написана с ошибкой, а если быть точнее, то в слове «пресса» не хватает второй буквы «с». В голову приходит много мыслей, и, наверное, самая частая у путешественников, забредших на главную улицу Задонска, такая:
«Как! Журналисты, но такие неграмотные!»
Но если присмотреться, то можно увидеть, как вторая буква «с» прячется сверху, будто бы её кто-то подписал. Тогда у посетителей возникает еще больше вопросов: зачем это сделано.
Александр Викторович с улыбкой объясняет смысл этой вывески, уверяя, что это не простая опечатка.
— Недостающая буковка «с» вскарабкалась на слово «преса». В этом и заключается философия музея: человек без ошибок не может, он их совершает всегда, но их нужно исправлять и идти дальше.
Заходя внутрь, в нос ударяет запах выцветших газет, на страницах которых хранится история нашей страны. Здесь собрано огромное количество корреспонденции, которую можно полистать и немного почитать. Например, «Охотничья газета», «Огонек», «Правда» и многие другие печатные издания. Все они раритетные, так как им уже много-много лет. Экспонаты Александр Викторович либо собирал сам, либо ему помогали коллеги-журналисты, откликнувшиеся на его просьбы.
В музее собрано три композиции на разные темы: «Незабудки для мамы», посвященная женщинам на войне, «Задонские разгильдяи», рассказывающая о купцах, вылетевших из гильдии, а также разночинцах начала XX века и последняя под названием «Мы и классики», она о литературных и исторических мистификациях. Смотря на эти экспонаты, по коже бегут мурашки от того, какой смысл в них заложен. Они открывают глаза людей на жизнь их предков, которые прошли нелегкий путь и прошли множество испытаний.
Одна из особенностей «Антресоли» — это наглядные примеры людей советского времени, сделанные самим Александром Викторовичем в виде фигурок-человечков и ростовых манекенов. Например, перед экспозицией, которая называется «Страна коммуналия» можно простоять около десяти-пятнадцати минут, если не больше. Композиция представляет собой дом с коммунальными квартирами, где живут разные, непохожие на друг друга люди. Это можно сравнить с произведением Максима Горького «На дне», где жизнь объединила героев с различными трудностями. Тут то же самое — каждая фигурка человечка уникальна, она отражает его положение и социальный статус. Изучая каждого «персонажа» отдельно, можно изучить их своеобразную историю.
Другая экспозиция «Джазовая композиция на тему Дырка на первой полосе», которая расскажет посетителям о создании газет в прошлом, также бросается в глаза. Можно простоять с открытым ртом, когда Александр Викторович начнёт рассказывать об этом сложном технологическом процессе. Только подумайте, сколько времени уходило на один выпуск, когда не было компьютеров или телефонов. Был лишь линотип — машина под потолок, полтонны весом. Она повторял клавиатуру машинки, и под воздействием температуры начинали вылетать строчки материала.
Музей-прессы дарит юным журналистам, матёрым профессионалам и просто любопытным посетителям возможность окунуться в историю России и Липецкого края. Все главные события, происходящие тогда или сейчас, всегда отражались и будут отражаться на листах газеты или интернетных страницах. Именно поэтому это место — кладезь старинной прессы для любителей истории и журналистики.
Описать всё то, что есть в музее невозможно, так как это нужно просто увидеть своими глазами. Однако с этим могут возникнуть сложности, так как «Антресоль» официально не зарегистрирован. Александр Викторович всё еще пытается найти меценатов, которые могли бы предложить свою помощь. А пока этого не произошло всё держится на любви и энтузиазме руководителя. Для того, чтобы посетить музей-прессы лучше всего договориться об этом с самим Александров Викторовичем, которого можно найти на Фейсбуке.
Адрес музея: Липецкая область, г. Задонск, улица Ленина, 38.
Автор — Евгения Перова. Фото Евгения Герояна.