В XVII веке предшественниками русской газеты были вестовые письма или куранты. Составляли их без ухищрений: брали и переводили то, что уже было напечатано в голландских, немецких и английских «летучих листках». Затем куранты зачитывались вслух узкому кругу высокопоставленных лиц.
В эпоху, когда «Россия молодая мужала с гением Петра», царь издал указ о создании первой русской печатной газеты: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах».
Так, 16 декабря 1702 года было положено начало официальной газете. И если вестовые письма лишь информировали царя и бояр о текущих событиях, то «Ведомости» уже выполняли пропагандистские функции. Издание стало неким рупором реформ Петра I и адресовалось более широкой читательской публике.
В 1711 году на Троицкой площади Березового острова открывается первая в Санкт-Петербурге типография. Находилась она в доме директора Оружейной канцелярии Михаила Петровича Аврамова. Он и стал её первым директором. В том же году типография выпускает в свет первый номер петербургских «Ведомостей». Пётр I лично стал редактором некоторых газетных номеров. Он же был и автором многих статей.
После смерти императора его газета пришла в упадок. Но в 1726 г. Петербургская Академия наук выступила с предложением передать газету ей. Она недавно открылась, и её академики были молоды. Они горели желанием заняться реальными делами. Екатерина I разрешила Академии «газеты и ведомости печатать… на латинском, немецком и российском языках».
Академия состояла почти из одних немцев. И в 1727 г. начала выходить газета «Sankt-Petersburgische Zeitung».
Спустя полгода Академия наук выпустила свой 1-й номер русской газеты — «Санкт-петербургскіе вѣдомости». Выходили они дважды в неделю и до 1756 г. были единственной газетой страны. Редактором стал летний адъюнкт по истории Герард Фридрих Миллер.
Из российских новостей печатались: сообщения о торжествах и смотрах, а также сообщения о погоде: «Воздух в здешних околичностях уже так лёгок и приятен стал, как только оный пожелан быть может».
Учёные известия на газетных страницах занимали видное место. Среди них было и сообщение о камчатской экспедиции Витуса Беринга. Именно в «Санкт-Петербургских ведомостях» впервые в мире было заявлено об открытии пролива между Азией и Северной Америкой. В июне 1729 г. на страницах «Ведомостей» сообщалось о начале в Италии «Великой оперы, на которой опере из обретающихся тамо иностранных людей зело многие бывают». Это было первое в русской печати упоминание об опере.
Русским главой «Санкт-Петербургских ведомостей» стал Михаил Васильевич Ломоносов. Постепенно популярность газеты росла. Среди её столичных подписчиков было немало знаменитостей – не только императрица и канцлер, но и прадед Пушкина Абрам Ганнибал, петербургский архиепископ Сильвестр, будущие генералы Пётр Румянцев и Пётр Салтыков. И ещё один будущий фельдмаршал Александр Суворов.
В марте 1751 г. Ломоносов попросил об увольнении. Академия удовлетворила просьбу.
В начале правления Екатерины II тираж газеты упал, но «Санкт-Петербургские ведомости» расходились по всей стране.
В конце 1775 г. «главное смотрение» над газетой было поручено известному поэту Ипполиту Фёдоровичу Богдановичу. Он не ограничился одними только новостями, а внёс новшества в «Ведомости»: расширил тематику прибавлений, публиковал статистику: «В минувшем 1780 году в здешнем столичном городе родились 5539 младенцев… в числе которых 13 младенцев умерли до крещения… Умерли 4156 человек… В числе умерших находится почти четвёртая часть, то есть 1015 человек, не достигших ещё одного года возраста…». При нём же активно пополнялся раздел «Разные известия» весьма любопытными, а иногда и забавными случаями. Но этот раздел газеты в итоге послужил поводом для отстранения Богдановича от должности.
В 1782 г. Академия наук постановила: «…Приняв к сведению, что в публике ставят в вину всей Академии появление с некоторых пор статей худо выбранных и нередко детских… которые действительно стали посмешищем всего города… представить его превосходительству, господину директору о необходимости поручить редакцию этой газеты более разумным людям, дабы публика не имела повода жаловаться…». На смену Богдановичу пришёл переводчик Иван Богаевский.
В начале XIX века между литературой и журналистикой установилась тесная связь. Перед газетами и альманахами утвердился приоритет журнала. У газет был официально-ведомственный характер, и они не играли большой роли в формировании общественного мнения. Но несмотря на это тираж «Санкт-Петербургских ведомостей» достиг отметки в 3000 экземпляров. Иногда даже выпускались дополнительные номера, посвящённые новостям политики. Например, в 1801 г. один такой номер был посвящён переменам в англо- русских отношениях.
Правительство при Павле I стремилось подчинить прессу своим интересам. В борьбе со свободомыслием дело доходило до абсурда. Из публицистики изымались слова, напоминавшие о французской революции или народном возмущении. «Ведомости» того времени находились под жёстким контролем.
Положение прессы смягчилось когда к власти пришёл Александр I . Указом 1802 г. он практически убрал предварительную цензуру. Но вскоре либеральный курс начал теряться. И в 1804 г. был принят Цензурный устав. Он стал первым в России сводом цензурных правил, который был в введенье министерства народного просвещения.
Оппозиция нашла выход в создании литературных обществ и издании ими либерально-просветительских журналов и альманахов. Одним из них было созданное в Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». В нём состояли молодые переводчики, литераторы, ученые. Их пресса: «Периодическое издание», «Свиток муз», «Журнал российской словесности», сыграла важную роль в формировании журналистики и передовой русской общественной мысли. Это способствовало формированию таких видов журнальной публицистики, как публицистический очерк, политическое обозрение.
При Александре I «Санкт- Петербургские ведомости» изменились. Особое внимание стало уделяться научным проблемам и новостям: «Ведомости» получили даже специальное предписание от императора. Он велел публиковать сообщения обо всех новых открытиях в области наук, ремёсел, земледелия. Такие сообщения находились в газете под названием «Учёные известия».
Время неумолимо шло, меняя содержание газеты. Стали печать рецензии на концерты. В XIX веке большое значение для всей страны, имело учреждение Царскосельского лицея в 1811году. Из этого лицея выпустились известные деятели науки и культуры. Среди которых и А. С. Пушкин. «Санкт-Петербургские ведомости» рассказали «публике и родителям» о выпускных экзаменах Царскосельского лицея.
Отечественная война 1812 г. способствовала национальному самосознанию. Сокращение количества периодических изданий компенсировалось появлением журнала- долгожителя «Сын Отечества» (1812-1852) Н.И. Греча. На его страницах впервые печатаются репортажи с театра военных действий.
После войны последовала борьба с крепостничеством, а её рупором стали «Отечественные записки» А.А. Краевского. Петербургская журналистика вновь заняла первенство в российской периодической печати. Декабристская деятельность в журналистике составляет почти 10 лет. Наиболее ярко они осуществили свою литературную и политическую программу в альманахе «Полярная звезда» (1823-1825). На создание альманахов не требовалось цензурного разрешения. Именно это и стало их преимуществом. Издателями «Полярной звезды» стали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Они выражали политические идеи через литературные материалы. Успех альманаха положил начало так называемому «альманачному периоду».
Появляется множество других альманахов. В их числе были и «Северные цветы» (1825—1832) издававшиеся А. А. Дельвигом и О. М. Сомовым. Среди авторов «Северных цветов» сплотился круг поэтов, близкий к идеям декабристов. В него вошли А. С. Пушкин и кн. Вяземский. Среди них зародилась идея о новом издании, в котором литература обращалась бы к жанру критики и публицистики рассматривая социальные аспекты времени. Так зародилась «Литературная газета».
Политический раздел в газете был запрещен Цензурным комитетом. Но издание с первого выпуска было настроено оппозиционно. «Литературная газета» вступила в борьбу с консервативными изданиями — «Северной пчелой» Ф. В. Булгарина, «Московским вестником» М. П. Погодина.
Фактическим редактором первых выпусков стал Пушкин. Газета издавалась полтора года и была незнакома широкому кругу читателей. Несмотря на это её значение для развития русской художественной публицистики играло важную роль.
Проправительственное издание «Северная пчела» было основано Фаддеем Булгариным и Н. И. Гречем. У них был большой опыт совместной работы: с 1825 года Булгарин был соиздателем журнала Греча «Сын Отечества». Греч в свою очередь сотрудничал в » Северном архиве» Булгарина.
До восстания декабристов «Северная пчела» была либерального направления. Затем газета стала сотрудничать с III отделением. «Пчела» выходила 3 раза в неделю, но с 1831 года стала выпускаться ежедневно.
В правящих круга направление газеты считалось «похвальным». «Пчела» же могла выражала своё отрицательное отношение к конституциям, парламентским ораторам Франции и Англии. Для политической оппозиции это был повод обвинить редакцию в «продажности». «Северная пчела» прекратила своё существование в 1864 году.
После восстания декабристов Николай I усилил наблюдение за журналистикой. И в 1826 году появился новый цензурный устав — «чугунный». Государство поставило под жесточайший контроль печать для того, чтобы остановить распространение либеральных и революционных идей. Последовавшие за ним новые цензурные уставы 1826 г. и 1828 г. также ограничивали права журналистов. Циркуляром 1836 г. установился запрет на создание новых периодических изданий. Это вынуждало многих журналистов перекупать убыточные газеты и журналы.
В начале XIX века журналы и альманахи издавались частными лицами и были недолговечны. Одной из причин было отсутствие издательского опыта. К тому же труд журналистов не оплачивался. Это мешало переходу журналистики из любительских занятий в профессию. Появление отраслевой периодики стало фактом улучшения структуры российской печати в начале XIX столетия. Возникли специализированные издания: музыкальные, театральные, детские, женские и другие.
Первым многотиражным журналом в России стала «Библиоте́ка для чте́ния». Этот ежемесячный журнал был универсального содержания и выходил в Санкт-Петербурге.
А. Ф. Смирдин являлся основателем журнала, редактором стал профессор Санкт-Петербургского университета и литератор О. И. Сенковский. Функций между издателем и редактором были разделены, что являлось новшеством в русской журналистике.
«Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» выходил ежемесячно 1 числа. Постоянными отделами были «Русская словесность», «Науки и художества», «Иностранная словесность», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь». В каждом выпуске присутствовало описание модных туалетов и картинки мод.
Газетная печать носила официозный характер. В газетах первой четверти XIX в. критика власти отсутствовала. В конце 1828 г. император Николай I утвердил документ «О предположении к улучшению С. Петербургских Академических Ведомостей». Этот документ буквально стал для «Ведомостей» руководством к действию. Нужно было пополнить газету «полнейшими внутренними и заграничными известиями», начать публикацию полицейских сообщений, «любопытных для публики», включить сведения о ценах на «главнейшие съестные припасы» и многое другое. Главная же задача для газеты была сформулирована так: «дабы помянутые ведомости, выходящие ныне по два раза в неделю, с начала 1829 года издавались каждодневно, за исключением Воскресных и больших праздничных дней».
Но только в 1830 г. в «Ведомостях» появилось объявление от Академии наук: «Русские и Немецкие С. Петербургские Ведомости с 1-го Января 1831-го года будут издаваемы на основании прежнего плана, с тою только переменою, что не только прибавления, но и самая Газета имеют впредь выходить шесть раз в неделю, по одному листу и более, ежедневно, и посему могут сообщать важные внутренние и иностранные новости ещё с большею скоростью нежели сейчас…» Это новшество способствовало расширению круга подписчиков.
В январе 1836 г. у » Санкт-Петербургских ведомостей» появился новый редактор — переводчик, цензор и критик Амплий Николаевич Очкин. Он был первым, кто поставил редакторскую подпись на последней странице газеты. С его приходом Академия рассчитывала на положительные перемены в газете. Очкин смог во многом оправдать эти надежды. Например, он привлёк в газету известных сотрудников. Одним из них был Владимир Иванович Даль, который предоставил несколько статей в 1839 г. Успех у читателей рос. Тираж газеты увеличился до 4000 экземпляров.
В тоже время Пушкин добился права на издание литературного и общественно-политического журнала «Современник». Но успеха у читателей журнал не имел и вскоре пришёл в упадок. Было решено продать его Некрасову.
Николай Алексеевич давно хотел заняться издательством журнала, который бы являлся конкурентом «Отечественным запискам». Таким журналом стал «Современник». Это был литературный и общественно-политический ежемесячный журнал. Официальным редактором являлся профессор Петербургского университета, цензор А. В. Никитенко. Но в апреле 1848 г. он отказался от обязанностей редактора. Его сменил И. И. Панаев.
На страницах журнала печатались статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Кавелина. Публиковались переводы западных писателей. Среди них были Ч.Диккенс, ЖоржСанд, Теккер.
«Современник» выступал против либеральной и консервативной журналистики. 28 мая 1866года личным распоряжением императора журнал был закрыт.
В 1840-е годы роль печати в общественной жизни существенно возросла. Это была эпоха борьбы между западниками и славянофилами. И те, и другие стремились к созданию своих периодических изданий. У сторонников «официальной народности” издания занимали охранительную позицию. Яркий пример — газета «Северная пчела». Славянофилы не являлись журналистами по призванию (за исключением И.С. Аксакова и И.В. Киреевского). Именно поэтому они не смогли создать свой влиятельный журнал.
В 1846 г. Академия наук приняла серьёзное решение для газеты: сдать «Ведомости» в аренду. Арендатором стал Очкин, который тут же принялся за дело. Он опубликовал программу газеты на 1847 год. В ней обращалось особое внимание на критические статьи: «К критике редакция намеревается пригласить… всех известнейших у нас учёных и литераторов с тем непременным условием, чтобы каждая статья была подписана Автором».
Затем Очкин предложил сотрудничество издателю и журналисту А.А. Краевскому. Андрей Александрович был человеком уже знаменитым. Он смог привести к успеху журнал «Отечественные записки» и занимался редакцией газеты «Русский инвалид».
Безусловно решение было правильным. Краевский придал газете новый импульс и вернул статус главного печатного издания.
В «мрачное семилетие» русская журналистика находилась в условиях жесткого цензурного контроля. Постоянный комитет по делам печати мог найти «опасные выражения» даже в акафистах богородице. Однако «Санкт-Петербургские ведомости» Краевского смогли стать 1-й российской газетой у которой появились собственные заграничные корреспонденты. В 1856 г. газета вновь становятся первым изданием, опубликовавшим «политическую телеграмму» из Европы.
В газете Краевского печатались такие известные люди, как Владимир Васильевич Стасов, литератор Николай Семёнович Лесков, академик Якова Карловича Грота, драматург Нестор Васильевич Кукольник, композитор Александр Сергеевич Даргомыжский (единственная изданная при его жизни статья была опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях»). Печатался и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, который после возвращения из ссылки упомянул в «Ведомостях» о ежегодном вятском празднике — свистопляски. Проводился он в память о битве вятчан с устюжанами. Именно после этой статьи слово «свистопляска» стало употребляться в его современном значении.
Вторая половина 1850-х гг. обернулась для газеты скандалами. Например, «Заметка о грамотности» В.И. Даля вызвала широкую общественную реакцию. Против воззрений Даля выступили Добролюбов, Чернышевский.
В 60-х годах в «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано сообщение о пермской «статской советнице» Толмачёвой, которая публично прочла отрывок из пушкинских «Египетских ночей». Еженедельник «Век” решил её осмеять. Фельетонист предложил ей выступить со стихотворением Пушкина «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», потому как при его чтении: «можно… сделать ещё более выразительные жесты». В защиту Толмачёвой и в принципе женских прав выступил поэт и публицист Михаил Ларионович Михайлов. Он написал статью в «Санкт-Петербургских ведомостях» и многие литераторы его в этом поддержали. В итоге юморист газеты «Век» получил серьёзный выговор за свои цинические выходки против личности женщины.
Подписчиками газеты в ту пору стали самые разные люди — от Никитенко до Герцена. А география «Ведомостей» была от Парижа до Якутска.
После окончания аренды Очкина, выбор Академии пал на Валентина Фёдоровича Корша, редактора «Московских ведомостей». Была напечатана новая подробная программа, которая заняла больше страницы. В ней всё было сказано и о формате, и о содержании. Много говорилось о провинциальных новостях — Корш хотел создать широкую корреспондентскую сеть. Было сказано и о политических новостях Европы, и о фельетонах. Корш стремился посвятить их «преимущественно литературному чтению», чтобы фельетоны оставили в прошлом «тот скучный и бесплодный характер».
Многое из этого удалось воплотить. В газете стали постоянными политический и литературный отделы, во многих российских губерниях была создана сеть корреспондентов.
С 1864 г. постоянным музыкальным обозревателем «Ведомостей» становится Цезарь Кюи. В основном он выступал за передовое искусство, но иногда стремился сбросить с «корабля современности» тех музыкантов, чьё творчество казалось для него устаревшим или слабым.
Но основная критическая деятельности Кюи состояла в том, что он стал настоящим рупором «Могучей кучки». Именно благодаря Кюи в «Санкт-Петербургских ведомостях» могли печататься и другие участники кружка — Римский-Корсаков, Бородин.
К тому же название «Могучая кучка» впервые появилось на страницах «Ведомостей». В майской статье В. В. Стасова 1867 года прозвучало: «сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
После поражения в Крымской войне для русской журналистики начался новый период Согласно «Временным правилам о печати» 1865 г. от предварительной цензуры были освобождены почти все столичные ежедневные газеты. Появилась возможность обсуждать внешнюю и внутреннюю политику, проще стало получить право на учреждение новых газет и журналов.
Появились новые читатели — купцы, ремесленники, чиновники. Возник новый тип газеты — массовый («Народный листок»). Выгодным коммерческим предприятием становится распространение информации. В газеты и журналы потянулись купцы, банкиры. В 60-х годах всем газетам разрешили печатать объявления. Это позволило им улучшить свое материальное положение. Появились Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. Они были частными и принадлежали А.А. Краевскому, А.С. Суворину, О.К. Нотовичу и К.В. Трубникову.
Одну из главных ролей в тех » Санкт-Петербургских ведомостях» сыграл Алексей Сергеевич Суворин. Начинал он с технической работы («читал с Коршем корректуру нумера, корректуру объявлений, писал заметки, составлял «хронику», писал фельетоны, театральные рецензии, ездил в цензуру»), затем стал фельетонистом и писал под псевдонимом «Незнакомец». Суврин выводил на чистую воду лживых чиновников и помещиков, выступал за сохранение нравственности, боролся с Катковым и его единомышленниками.
Громкий скандал произошёл в 1873 году: Суворин едко высмеял крупного железнодорожного чиновника Голубева. Он рассказал, как севший в поезд чиновник велел освободить для себя целое купе. Но один из пассажиров выступил против такого требования. В ответ железнодорожники осыпали его бранью. Но вдруг выяснилось, что этот пассажир – министр. Особенная ирония была вложена Сувориным в описание того, как Голубев унижался перед министром, заглаживая свою вину.
Голубев заявил, что этот фельетон — клевета. Он даже предоставил справку о том, что ничего подобного на железной дороге не происходило. И подал в суд.
Обвинители настаивали на порицании клеветы, газетчики заявляли о праве журналистов доносить до общественности имеющуюся у них информацию.
Отклики этой дискуссии нашли место даже в дневниках современников. Например, в рабочих записях Ф.М. Достоевского и его «Дневнике писателя». Итог для чиновника был неблагоприятным: суд оправдал журналистов.
При Корше «Ведомости» не только сохранили, но и упрочили либеральную ориентацию. Власть была недовольна этим. В 1865 г. газета получила за одну из своих статей официальное предупреждение. Это было первое предупреждение в истории российской печати. Поводом стала конфликтная ситуация с министром внутренних дел Валуевым. Он призвал «Северную пчелу» похвалить один из банков, «Ведомости» же указали на ряд ошибок в похвале. И после трёх подобных предупреждений издание было приостановлено на 3 месяца.
В 1870 г. министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой был очень возмущён положением дел в «Ведомостях». Газета ввязалась в опасную борьбу против его классической реформы образования. В соответствии с реформой, создавались классические гимназии, в которых главными предметами стали древнегреческий, латынь и математика. Только у выпускников таких гимназий было право поступать в университеты.
Дебаты были яростными. К ним даже присоединился Дмитрий Иванович Менделеев, напечатавший в «Санкт-Петербургских ведомостях» свою «Заметку по вопросу о преобразовании гимназий». Она была направлена против классической реформы образования и имела серьёзный резонанс.
Тогда же «Московские ведомости», поддерживавшие Толстого, призывали лишить Корша права издавать газету.13 ноября 1874 г. Александром II был подписан указ о передаче газеты в министерство народного просвещения.
Этим постановлением закончился золотой век дореволюционных «Санкт-Петербургских ведомостей». На тот момент газета была одним из самых популярных изданий столицы. На городских улицах продавалось около тысячи экземпляров в день.
«Ведомости» досталась банкиру Фёдору Баймакову, но он вскоре потерпел банкротство. Вновь возник вопрос об арендаторе. И только весной в 1877 г. газету возглавил отставной полковник Генштаба Виссарион Комаров.
«Санкт-Петербургские ведомости» перешли на сторону консерватизма и скатилась во 2-й эшелон печатных изданий. Ситуация мало изменилась и после прихода нового арендатора и редактора Василия Григорьевича Авсеенко. Публика утратила интерес к изданию.
В конце XIX столетия в России появляются первые рабочие газеты. В 70-е г. издавать их пробовали народники, стремившиеся найти среди рабочих единомышленников для проведения крестьянской революции. Вскоре рабочие создали собственную независимую от народников печать. Первый тираж “Рабочей зари», был изъят, но начало было положено. Следом появилась другая газета русских социал-демократов «Рабочий». Но эти издание не были долговечными, так как в стране отсутствовало массовое революционное рабочее движение.
Вновь общественный интерес к «Санкт-Петербургским ведомостям» появился в 1895 г. Газета с января перешла к новому редактору-издателю князю Эсперу Эсперовичу Ухтомскому. Он был близок к императору Николаю II.
С его приходом в «Ведомостях» стали проявляться восточные мотивы. Газета сразу заявила, что необходимо укрепить связи с Востоком. Бурную дискуссию вызвали утверждения о глубоком родстве между Россией и Азией.
Газета при Ухтомском стала придерживаться взглядов просвещённого консерватизма, который думал о развитии страны и необходимых для неё реформах.
Однако «Критический консерватизм» быстро перестал устраивать власть. И в 1898 году в характеристике «Ведомостей” указывалось, что редактор попал под влияние «либеральных доктринеров» и газета находится в оппозиции. В том же году «Санкт-Петербургские ведомости» получили первое серьёзное взыскание, связанное с публикацией статьи о церковной реформе. На 2 месяца была запрещена торговля газетой. В последствии санкции периодически применялись к «Ведомостям». В 1899-м – приостановили розничную продажу после публикации статьи «У боснийских студентов», в 1902-м — запрет на реализацию составил 3 месяца за статью о значении отмены крепостного права в жизни русского общества.
К началу XX столетия в России существовала разветвленная структура проправительственной и официальной журналистики. Активно развивается частная пресса. Газеты заняли лидирующие позиции по оперативности и объему информации. Основная масса изданий своей главной задачей ставила проведение определенной политики.
Значительный доход газетам приносили частные объявления и реклама. Стали совершенствоваться способы подачи информации, система распространения, жанровая палитра, оформление. Крупные издания стали выходить как утром, так и вечером. Печать отражала противоречивую картину политических взглядов и общественной жизни.
В 1903 году к 200-летию «Ведомостей» был издан наиболее полный комплект газеты. Он начинался с номера от 13 (2) января 1703 года. Эта дата с 1992 года отмечается как День российской печати.
Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, в газетах разрешена политическая полемика.
Из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты. Вновь появляется пресса народных социалистов, «народной свободы», «17 октября», трудовиков, промышленников, кадетов. Они представляли собой новые типы изданий: газеты-манифесты, дискуссионные листки, газеты-призывы.
Начало столетия было временем расцвета российской прессы и цивилизованной гласности. В России действовала Конституция, права цензуры ограничивались законом, работал парламент. Оппозиционные партии могли легально издавать газеты. Большевистская фракция РСДРП в Госдуме печатала такие издания, как: «Звезда», «Невская звезда», «Рабочий», «Правда». Правое крыло кадетов издавало газету «Речь», народные социалисты -журнал «Русское богатство» и т.д. В 1913 г. в Петербурге существовало 628 изданий.
В августе 1914 г. начинается I мировая война. «Санкт-Петербургские ведомости», вслед за столицей, меняют своё название и становятся «Петроградскими ведомостями».
К 1917 г. страна обладала мощной прессой. Разнообразные периодические издания печатались более чем в 180 городах. По числу газет и журналов, их тиражу и по структуре печатного дела Россия не уступала европейским газетным державам — Англии, Франции, Германии.
В дни февральской революции «Петроградские ведомости» не издавались. 16 марта газета на 1-й странице объявила о том, что теперь «Ведомости» ведутся группой сотрудников.
В апреле газета переходит на внештатный режим. Издание стало тоньше и перестало быть ежедневным. В неделю выпускалось 3, а то и 2 номера. С каждым месяцем настроение её авторов мрачнело. Вот строки из номера от 22 октября: «Петроград в панике… Ежедневно, ежечасно на улицах, в домах, конторах грабят, убивают. Среди бела дня на людных улицах останавливают, снимают пальто, сапоги, срезывают у дам косы, ранят ножами, стреляют из револьверов, ружей… Обыватель беспомощен. Защиты никакой».
Это был предпоследним номер «Петроградских ведомостей». Последний был издан 29 октября 1917 г. Представлял он собой лист, почти полностью заполненный объявлениями.
Развитие прессы Октябрём 1917 года было остановлено. Спустя три дня после переворота — 27 октября 1917 г. — был принят Декрет о печати, согласно которому незамедлительному закрытию подлежали все газеты и журналы, призывающие к сопротивлению правительству. Это привело к закрытию практически всех изданий. Сохранилась лишь партийно-большевистская печать. Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом…» но этому обещанию не суждено было сбыться.
С 1728 по 1917 «Ведомости» выходили в свет. А это почти два столетия, что является рекордным сроком печати для петербургской прессы.
В условиях однопартийности установился жесткий контроль над печатными изданиями и непререкаемая иерархия: редактор подчинялся партийному комитету, отделу пропаганды обкома или ЦК компартии. Особое внимание сосредоточилось на низовой печати. В Ленинграде публиковалось 90 фабрично-заводских и 22 вузовских издания. Из ежедневных газет в городе существовали — «Ленинградская правда», молодежная «Смена» и «Вечерний Ленинград».
Газета «Ленинские искры» становятся первым печатным изданием СССР для детей и подростков. «Искры» вышли в свет 31 августа 1924 года. В разное время выходила один и два раза в неделю. Примечательно, что первый газетный номер состоял из заметок, написанных школьниками. Его бесплатно распространяли сами сотрудники газеты. По Ленинграду передвигался специально украшенный грузовик. С него и разбрасывали газеты в толпу прохожих. Затем на издание была объявлена подписка. За неделю «Искры» собрали двенадцать тысяч подписчиков.
Ещё при работе над первым номером «Ленинских искр» появилась аббревиатура — «деткор» («детский корреспондент»). Позднее возник «юнкор» («юный корреспондент»). Изначально действовало правило — все пионерские отряды Ленинграда имеют право направить в газету одного деткора. Позднее звание деткора мог получить любой школьник, если хотя бы один его материал публиковался в «Ленинских искрах».
С первого же года ленинградская газета стала общенациональной. «Искры» читали и в них писали со всей территории Советского Союза. В то время «Пионерская правда» ещё не появилась на свет и «Ленинские искры» были единственной газетой для школьников.
При газете действовал основанный ещё в 1920-х годах кружок юных поэтов. «Искры» стали первой школой журналистики, через которую проходили ленинградские дети, мечтающие связать своё будущее с прессой. До сих пор среди журналистов Санкт-Петербурга ходит шутка: «Русская литература вышла из гоголевской «Шинели», а питерская журналистика — из «Ленинских искр».
Газета и поныне издаётся в России. В 1992 году «Ленинские искры» были переименованы в «Пять углов». С января 2009 года по ноябрь 2012 печатное издание «Пяти углов» не выходило. В 2009 сайт «Пять углов» был официально зарегистрирован как электронное периодическое издание. С ноября 2012 оба издания считаются правопреемниками «Ленинских искр» и издаются силами объединённой редакции. Как и прежде по средам действует школа юных журналистов в редакции журнала «Пять углов». 31 августа 2014 года исполнилось 90 лет со дня выхода первого номера «Ленинских искр».
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. А 8 сентября Ленинград взяли в блокаду. В осождёном городе остались многие журналисты, делившие тяготы и лишения наравне со всеми его жителями. Казалось бы, можно прожить и без газет, и без радио. Но Ленинград выстоял, потому что не просто выживал, а жил.
Все новости в блокаду ленинградцы узнавали из газет «Ленинградская правда», «Смена», «На страже Родины», журналов «Ленинград», «Звезда», «Блокнот агитатора», «Пропаганда и агитация».
В годы войны печатались: «Фронтовой дорожник», «За Родину!», «Боевая красноармейская», «Удар по врагу», «Ленинский путь», «Пехотинец», «Атака», «Вперед», «Фронтовая правда». Огромными тиражами выходили заводские многотиражки: «Ижорец» или «Балтиец». Издавался даже детский журнал «Костёр».
Основной печатный орган Ленинграда — «Ленправда», только один раз за всю блокаду не смог вовремя напечатать тираж. Выпуск этой газеты по важности приравнивался к выпечке хлеба и выпуску боеприпасов.
Поэт Николай Тихонов написал в «Правде» о значимости газет для осаждённого города: «Никогда не забуду, как в окопах на Неве, на батареях Пулково, у разведчиков, на аэродромах, в блиндажах и землянках читали бойцы и командиры свою боевую газету. Ждали ее, как искали в ней описание подвигов, новое в овладении всеми видами оружия, статьи своих старших начальников, ответы на письма, песни и стихи, как жадно их читали в перерывах между боями».
Сотни журналистов отходили от штампов и писали живым языком. Часто они описывали подвиги того или иного простого жителя Ленинграда. В их заметках сквозил такой нужный для читателей оптимизм. На страницах изданий можно было найти и советы о том, как вести себя при воздушной атаке или пособия об основных навыках штыкового боя.
Корреспонденты военного отдела «Ленинградской правды» М. Ланской, М. Михалев, А. Рискин, О. Смирнова, выезжая на фронт, постоянно рисковали своей жизнью.
В эти страшные годы не смолкало Ленинградское радио. В сентябре 1941 года город начал транслировать передачи на весь Советский Союз. А в октябре, дважды в неделю, начала вещать «Красноармейская газета по радио». В эфире стали звучать передачи для партизан и жителей оккупированных районов.
Привычным делом для фронтовых репортеров Л. Маграчева, М. Блюмберга, М. Фролова стали прямые репортажи с передовых линий фронта, подводных лодок, из окопов и даже с борта самолета-разведчика или бомбардировщика.
Также в Ленинграде работали около 50 фотокорреспондентов. У них было специальное разрешение на съемку. Они снимали рабочих на заводах, солдат, уходящих на фронт, людей, чьи лица были наполненных отвагой и ненавистью к врагу, городские руины. Одними из самых сильных стали фотографии журналиста газеты «На страже Родины» Николая Хандогина. Блокадная журналистика стала поистине уникальным культурным феноменом. 27 января 1944 года была окончена одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда.
В 1948 году в Ленинграде возобновляет работу телевидение. Были проведены первые внестудийные репортажи с Дворцовой площади. Первомайские парад и демонстрация транслировались с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции. Но сама студия ленинградского телевидения появилась лишь 26 января 1952 года. Затем на ленинградском телевидении возникают общественно-политические передачи.
Для молодых ленинградцев появляется тележурнал «Горизонт». В передаче говорилось не только о передовиках производства, но и о моде, о музыке и поэзии.
Детское телевидение пополнилось целой серией кукольных персонажей: Телевичок, Ляпа, Тяпа и Жаконя учили своих зрителей помогать старшим, заботиться о младших, любить животных. Их и сейчас любят и помнят многие ленинградцы. Такие известные телепередачи, как «Сказка за сказкой», «Турнир СК», проект «Папа, мама и я – спортивная семья» — были созданы на телевидении Ленинграда.
С началом политической гласности меняется жизнь советских (российских) средств массовой информации. СМИ долгое время находились зажатыми в жёсткие тиски цензуры. Во время политической «оттепели»(1961—1970 гг.) журналистов называют «подручными партии». В 1985-1987 гг. возросло значение внутриполитических тем и программа многих изданий была скорректирована. Это привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к существующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономических движений.
С началом перестройки газета «Ленинградская правда» не потеряла свою устойчивую репутацию и читательскую аудиторию. Сторонники газеты уважали её за верность принципам, а оппоненты критиковали за отсутствие дифирамбов демократическим переменам в стране. Но 27 августа 1991 г. в газете было опубликовано обращение, подписанное трудовым коллективом редакции: «Дорогие друзья! Вы держите в руках один из последних номеров «Ленинградской правды». Выходившая в течение 72 лет, 31 августа с. г. она прекращает своё существование». Закрылся и Ленинградский обком КПСС, который был учредителем «Ленинградской правды». Жизнь газеты в её прежнем виде стала невозможной. Существовало два варианта: просто закрыть газету и избавиться от дальнейших забот, или использовать её опыт, наработки и кадры для создания нового периодического издания. Сторонники были у обоих вариантов. Демократический Ленсовет подготовил распоряжение о закрытии «Ленправды». Но окончательное решение было принято с подачи мэра Ленинграда Анатолия Собчака.
«Тщательно обсудив создавшееся положение, трудовой коллектив нашей редакции на своём собрании вчера, 26 августа, решил согласиться с предложением мэра города о создании на базе «Ленинградской правды» ежедневной газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Главным редактором «Ведомостей» стал Олег Кузин.
В то время на улицах продавались полуофициальные газеты. Хотя подобные издания существовали и недолго, но благодаря им множество запретных тем вышло из подполья.
Изменившиеся общественные условия способствовали возникновению новых изданий. В Ленинграде начали выпускаться газеты «Невское время» и «Час пик».
Газеты стали первыми очагами рыночной экономики. Они одни из первых получили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли.
В 1990—1991 гг. появились совместные предприятия и акционерные общества. Одновременно средства массовой информации становятся юридическими лицами.
Но правовая основа изданий газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств была заложена законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Этот закон на законодательном уровне закрепил недопустимость цензуры и установил принцип регистрационный организации СМИ.
Первый номер возобновлённых «Санкт-Петербургских ведомостей» вышел 3 сентября 1991г. В нём говорилось о работе внеочередного Съезда народных депутатов СССР, о неделе памяти жертв блокады, о прекращении уголовного дела против следователей Гдляна и Иванова, об открытии памятника Анне Ахматовой на улице Восстания, 8. Были напечатаны приветственные слова ленинградского мэра Анатолия Собчака: «Я надеюсь, что новая газета будет достойна великого имени великого города. Я надеюсь, что в самое ближайшее время город восстановит свое прежнее имя, и тогда у «Санкт-Петербургских ведомостей» будут основания стать его ведущей газетой».
Эта надежда осуществилась, и уже 6 сентября 1991 г. город стал Петербургом. Любопытно, что до этого момента «Санкт-Петербургские ведомости» выходили в Ленинграде.
С 2002 г. генеральным директором ОАО «Издательский дом „С.-Петербургские ведомости» являлся Сергей Слободской, в 2004 г. он же стал главным редактором. С марта 2012 г. по декабрь 2013 г. генеральным директором и главным редактором газеты был Владислав Пономаренко.
С января 2014 г. генеральным директором издательского дома становится Борис Грумбков, главным редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» — Дмитрий Шерих.
В ноябре 2014 г была запущена новая версия официального сайта газеты. В июне 2017 г. сайт превратился в современный и высокопосещаемый информационный портал.
В 2016 г. в связи с 25-летием возобновления выпуска, и «за значительный вклад в развитие журналистики в Санкт-Петербурге» издательский дом был награждён Почётным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
В наши дни издание выходит 5 раз в неделю. Целевая аудитория «Ведомостей» — образованные, социально и экономически активные люди от 35 лет. С газетой сотрудничают: Михаил Пиотровский (ежемесячная авторская рубрика «Взгляд из Эрмитажа»), Владимир Калашников, доктор исторических наук (аналитические статьи в полосе «Политика»), многие видные деятели культуры и искусства, в числе которых: Даниил Гранин, Михаил Кураев, Илья Фоняков.
XXI век- это информационная эпоха. СМИ активно развиваются, задействуя все возможные ресурсы. Всё больше изданий публикуются в интернете. Статьи пользуются успехом в социальных сетях. Одни из самых популярных петербургских виртуальных изданий: «78.ru», «47news.ru», «Moika78.ru», «FlashNord», «Телеканал «Санкт-Петербург»», «Телеканал 78».
Печатные издания так же пользуются спросом среди читателей. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге выпускается более 100 газет и 150-ти журналов. Разовый тираж газет составляет около 10 млн. экземпляров, журналов — свыше 7 млн.
Среди телегидов популярны: «Панорама TV», «Петербургский телевик», «Петербургский телезритель».
Существуют газеты с бесплатной системой распространения: «Экстра-Балт», «Центр Плюс», «Асток-Пресс», «Для каждого дома», «Привет, Петербург», «Мой район», «Петровский курьер».
Среди популярных деловых газет можно выделить: «Деловой Петербург», «Асток-Деловая неделя», «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» и «Ведомости».
Среди общеинформационных изданий Санкт-Петербурга существует множество газет. Самая востребованная — «Аргументы и факты». Их читает каждый пятый житель Петербурга в возрасте от 15 до 70 лет.
Питерский рынок журналов динамичен. В среднем за год здесь открывается до 20 СМИ. Но выживают не все. Причины журнальной недолговечности заключаются в не выверенных концепциях, не продуманных планах и не достаточных инвестициях.
Журналы можно разделить на такие категории, как:
- Деловые журналы – The Chief, Top-Manager, «Эксперт», «Эксперт Северо-Запад», «Наши деньги».
2. Досуговые журналы – «Free Тайм», «Афиша», Time Out, Pulse.
3. Life style журналы – «Петербург. На Невском», «Собака.Ru».
Успешно развивается в Санкт-Петербурге и телевидение. Существуют свои телеканалы:
«78» (телеканал)- общероссийский региональный телеканал. Вещает на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Входит в состав проекта МИЦ «Известия» «Национальной Медиа Группы». Также к телекомпании относится сетевое издание 78.ru,
«100ТВ» — телеканал, осуществлявший круглосуточное вещание на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Начал свою работу 31 августа 2003 года под названием «Телеканал „СТО“». С 1 октября 2007 по 5 октября 2015 года носил название «100 ТВ». Обладатель премии «Золотое перо России-2007» в номинации «Медиа-проект года». Входил в «Балтийскую медиа-группу». Прекратил своё вещание 5 октября 2015 года, заменён информационным каналом «Life78». В 2019 году бывший руководитель телеканала Андрей Радин изъявил желание возродить канал.
«Ваше общественное телевидение!»- санкт-Петербургский общественно-политический информационный телеканал круглосуточного вещания. Преемник первого ночного телеканала в Санкт-Петербурге «Синие страницы. Ночной разговор с Алексеем Лушниковым». Все программы выходят только в прямом эфире. Формат канала Алексей Лушников называет «телевизионным радио»: по его мнению, главное на современном телеэкране — живое слово. Согласно замыслу автора, телеканал является частью проекта «Синие страницы России», также включающего в себя «Национальную энциклопедию личностей» и портретную галерею под маркой «Galeries Lushnikov».
«Ленинградская областная телекомпания»- общероссийский региональный телеканал. Вещает круглосуточно из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Телекомпания рассказывает о том, чем живет Ленинградская область, о людях и событиях.
«Пятый канал» — советский и общероссийский телеканал с центром вещания из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, старейший из всех телеканалов. Является преемником Ленинградского телевидения, позднее ГТРК «Петербург».
«Санкт-Петербург» (телеканал)- петербургский городской телеканал, осуществляющий круглосуточное вещание через сети кабельных операторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вещается акционерным обществом «Городское агентство по телевидению и радиовещанию».
«Санкт-Петербург» (телерадиокомпания)- филиал ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», осуществляющий местное теле- и радиовещание в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
«СТС-Петербург» — петербургский телеканал. Начал своё вещание в 1991 году под брендом «Шестой канал». До 1995 года телеканал вещал с понедельника по субботу, при этом по будням присутствовал достаточно большой перерыв в вещании (с 12-13 до 18 часов).
Успешно вещают и питерские радиостанции:
«Модерн» (радиостанция)- бывшая петербургская радиостанция, выходившая в эфир с 1993 по 2001 г. Вторая радиостанция Санкт-Петербурга, начавшая вещание в FM диапазоне. Вещала на частоте 104.0 FМ. Акционерное общество «Модерн» было учреждено в 1992 году. 50 % акций АО принадлежало ГТРК «Петербург», по 10 % — четырём студентам петербургских технических и экономических вузов, а также одному из музыкальных редакторов ГТРК Тамаре Людевиг.
«Питер FM» — радиостанция, работающая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
«Радио Ваня»- вещание станции началось в июле 2007 года. Вместе с Радио для двоих принадлежит предпринимателям Сергею Ямщикову и Андрею Данилову, которые также основали и до 2014 года владели станцией «Дорожное радио».
«Радио Рекорд» — российская федеральная радиостанция с центром вещания из Санкт-Петербурга. В эфире с 1995 года. По состоянию на 1 мая 2020 года осуществляет эфирное вещание в 161 городах России и Киргизии, а также в сети Интернет вместе с 73 собственными онлайн-радиостанциями, играющими разные стили музыки, отечественные и заграничные.
«Страна FM»- российская коммерческая развлекательная радиостанция и телеканал, начавшие работу в 2015 и 2016 году. В эфире русскоязычные песни от начала 2000-х до сегодняшнего дня.
«Эрмитаж»- радиостанция Санкт-Петербурга. Основное время вещания занимает джазовая музыка. Появилась в 2000 году. Учредитель, владелец и директор — Татьяна Бажанова (в 2018 году за создание станции получила премию «Петрополь»).
Вот такой исторически богатый и значимый путь прошла журналистика в культурной столице нашей великой родины.
По «Санкт-Петербургским ведомостям» можно проследить как менялась жизнь людей, их мышление, как развивался журналистский стиль письма. Безусловно в каждом регионе нашей страны, есть свои особенности становления и функционирования СМИ. Но вся русская журналистика идёт по-особому, уникальному пути развития. Почему? Наверное, всё дело в том, что и люди, живущие на просторах великой державы, — уникальные.
Автор: Анастасия Кузовлева