Новокузнецк что? Маяковский кто!
Город, который принято считать южной столицей Кузбасса. Столицей края заводов, угольных разрезов и черной металлургии.
Город, где Достоевский обвенчался со своей женой Марией Исаевой, и город, который в своих стихотворениях восславлял Маяковский.
Новокузнецк. КМК.
СТРОКИ, ИЗМЕНИВШИЕ ИСТОРИЮ
1893. Тогда он был еще Кузнецком. Маяковский в нашем городе никогда не был, но Новокузнечане считают его своим, ведь написанные им 158 слов круто изменили ход истории города! О чем же там было написано?
КМК-Кузнецкий металлургический комбинат. Комбинат был построен в то время, когда не было развитых технологий, а единственными инструментами были руки рабочих. За 1000 дней строительства в Кузнецке появилось старейшее и крупнейшее в Сибири промышленное предприятие. Полное название произведения Маяковского — «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка». Даже прочитав два четверостишия можно понять, как тяжело людям давалась стройка:
«По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
Вода и под и над:
«Через четыре года
Здесь будет город-сад!»
Иулиан Хренов был другом Маяковского и партийным работником-принимал участие в политических партиях. Он работал на Кузнецкстрое с 1929 года, и всегда восторженно рассказывал о героической деятельности рабочих. Именно благодаря ему сейчас все жители Новокузнецка знают строчки «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!» И именно он подарил Маяковскому то вдохновение, из которого родилось стихотворение, прославившее масштабную стройку, которое вдохновило поколение новокузнечан и стало лозунгом целого поколения.
НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ СТРОЙКИ
«К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей». Эта цитата стала эпиграфом. В современном мире все привыкли работать, слушая музыку. Стихи Маяковского тогда играли ту же роль – их наизусть знали практически все рабочие. Кричали в слух, поднимали дух. Писатель Александр Смердов, корреспондент Кузнецкой газеты, писал: «Буран норовил смахнуть с лесов плотников, мороз так прокаливал железо, что к нему примерзали ладони. Когда товарищи по бригаде начинали жаловаться на мороз, комсомолец Володя застуженным голосом выкрикивал стихи Маяковского, и работа продолжалась».
Продолжалась работа над невероятным объектом. Иван Петрович Бардин — выдающийся советский металлург, настоящий профессионал своего дела был назначен директором Кузнецкстроя. Он всегда был с рабочими, руководил и подбадривал, ведь все работали на одно дело. «На строительной площадке день и ночь горели костры, отогревая промерзшую землю. Тысячи комсомольцев, прибывших сюда из разных концов страны, рыли траншеи в мерзлом грунте, возводили фундаменты для металлургических печей, создавали гигантские цехи».
СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ
Но не только Маяковский освещал эти легендарные события. «Кузнецкстрой в воспоминаниях» — раритет. Эта книга, в которой собраны рассказы участников Кузнецкстроя с самыми настоящими эмоциями. Авторы книги даже не редактировали их мысли, чтобы сохранить стилистику живого рассказа. Такая искренность понравилась не всем. Власти, узнав об этой книге начали изымать ее. То, что экземпляр уцелел в единственном экземпляре – чудо, которое может позволить нам увидеть те события глазами свидетелей.
«Бараки из сырого леса, засыпаны навозом. В дождь сверху капает пронавоженная вода. Окна не вставлены. Матрацев нет. За термосами послали человека в Москву. Так пришлось дойти до товарища Ворошилова, иначе термосы не давали»
«Подушкой для отдыха мне служила рельса. Положишь только пару брезентовых рукавичек, чтобы помягче»
«4 дня лил дождь, была грязь ужасная, 200 женщин работали на подноске кирпичей для кладки коксовых батарей. Сапог не было, они работали босиком, 4 дня они, насквозь мокрые, босиком таскали кирпичи и пели свои песни».
РАДИ ЧЕГО?
1941 год. Война. Вылитая на КМК броня защищала каждый второй танк Красной Армии и половину боевых самолетов. Хоть завод предлагали эвакуировать, но, как говорил сам Бардин: «Стройке нужны люди дисциплинированные, самоотверженные, упорные в стремлении к достижению намеченной цели». Дух людей эвакуировать было невозможно.
Завод продолжает работать и сейчас. Проезжая мимо него, каждый раз представляется, сколько сил и даже жизней было отдано здесь. 1000 дней. 158 слов. Целая история.