>
Письмо Манечке

Письмо Манечке

100 лет Пионерии

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р. Рождественский

 

В годы Великой Отечественной войны тысячи членов пионерской организации добровольно встали в ряды защитников Родины.

 

 

 

Ночь. Тишина. За окном темнота. Бескрайнее мирное небо усеяно миллиардами маленьких звёзд. И лишь огромная круглолицая луна заглядывает в комнату, освещая своим тусклым светом портрет четырнадцатилетней пионерки Манечки, которой я и посвящаю своё письмо.

 

 

 

Милая Манечка! Знаю, что тебе очень трудно говорить об этом, и прошу простить меня. Мы с тобой понимаем, что, не вспоминая прошлого, невозможно строить будущее.

 

 

 

В голове невольно возникают строки из стихотворения Юлии Друниной:

 

 

Кто говорит, что на войне не страшно,

 

Тот ничего не знает о войне.

 

 

 

А ты знала! Знала и помнила каждое прожитое мгновение тех страшных тысячи четырёхсот восемнадцати дней и ночей.

 

 

 

Мои мысли уносятся туда, в те суровые дни сорок первого года. Ты открыла глаза. Вокруг было тихо. Ты поняла, что осталась жива после налёта немецкого самолёта-разведчика, который резко пикировал вниз, имитируя боевую атаку. С его приближением в воздухе нарастал такой страшный рев, что приходилось зажимать уши руками и прятаться, опасаясь бомбежки. Вы все тогда знали, что в чистом поле можно было укрыться только в зарослях кустарников или нескошенной высохшей травы. Медленно, ползком, не обращая внимания на расцарапанные в кровь лицо и руки, ты выбралась из своего убежища-терновника, куда тебя загнал страх. Словно из-под земли, на поле стали появляться такие же мальчишки и девчонки лет четырнадцати-шестнадцати с развевающимися на шеях галстуками, едва уловимыми взглядом сквозь пелену едкого непроглядного дыма. Война заставила вас забыть о том, что вы ещё дети. Война увела вас со школьного двора и привела сюда, на берег величавого Дона-батюшки. Нет, не за тем, чтобы встретить первый утренний луч света под звон пионерского горна или пробежаться босиком по росе! Не за тем, чтобы с разбега плюхнуться в прозрачную прохладную воду! Война, словно скверная старуха, вручила в ваши не по-детски мозолистые руки кирки и лопаты. Вы, пионеры Великой Отечественной войны, наравне со взрослыми рыли противотанковые рвы и окопы. А поле, словно защищаясь, не давало вгонять в сухую потрескавшуюся землю ни остриё кирки, ни штык лопаты.

 

 

 

Спали тут же, прислонившись к телеге или расположившись в вырытой траншее. Ты часто вспоминала, как, закрывая слипавшиеся от усталости и дневной пыли глаза, прижимала руками заветный красный галстук – символ пионерской чести, словно уберегая его от бед и невзгод.

 

 

 

Просыпались не от звуков горна, а от первых осенних заморозков, пробиравшихся под телогрейку. Солнце вставало на горизонте жёлто-красным шаром и живительным светом своим озаряло всю землю. Под его лучами бескрайнее поле, покрытое утренним инеем, играло яркими красками. Эта завораживающая картина на короткое время вводила тебя, милая моя Манечка, в обманчиво-спокойное состояние, заставляла думать, будто войны и нет вовсе. Ты вспоминала, как стоишь посреди огромного зала и повторяешь пионерскую клятву, эхом разносящуюся под потолок. С волнением ждёшь ты заветных слов «Будь готов!» и время от времени выпрямляешь пальцы правой ладони, дабы не забыть, что именно этой, правой рукой тебе нужно отдать свой первый пионерский салют. Какое это было неподдельное, искреннее счастье! Ты бежала из школы нараспашку, чтоб все видели твой галстук и понимали, что ты уже взрослая, ты – пионер. Вернувшись домой, ты бережно снимала его и расправляла на лавке, чтобы не помять.

 

 

 

Но вскоре, над работающими людьми, в небе, как будто чёрные хищные коршуны, нарушая тишину, появлялись немецкие бомбардировщики. Их целью был мост. Бомбы падали рядом. Теперь на изуродованном окопами поле добавились огромные глубокие воронки. И тогда вы, повзрослевшие за месяц подростки, начинали запевать:

 

«Взвейтесь кострами,

Синие ночи!

Мы пионеры —

Дети рабочих!

Близится эра

Светлых годов,

Клич пионеров:

«Всегда Будь готов!»

 

 

 

Ты часто рассказывала, милая Манечка, что песня для вас была незаменимым помощником, хотя бы на время избавляющим от страха и ужаса, дающим силы и поднимающим дух в самые тяжёлые моменты.

 

 

 

В октябре стала слышаться канонада, и на горизонте завиднелись всполохи огня. Это означало, что бои уже идут совсем близко. В хуторе оставались только женщины, старики и дети. Ночами ты вместе с другими пионерами, рискуя своей жизнью, вопреки запретам оккупировавших хутор фашистов, хоронила в поле, в тех самых воронках, погибших русских солдат.

 

 

 

Манечка, ответь мне: какой была тогда, до войны, «Страна пионерия», какими были мои сверстники? Как и мы, вы верили идеалам, мечтали о новых открытиях, о строительстве счастливой мирной жизни, о беззаветной дружбе, о походах и ночных посиделках у костра. У вас были одни законы, одни представления о долге, чести, об отношении к своим обязанностям, об ответственности перед будущим. Пионер – значит первый в любом деле, зачинатель полезных и интересных дел, прокладывающий дорогу другим.

 

 

 

Ты часто повторяла заповедь: «Пионер – всем ребятам пример», потому что всегда и во всём стремилась быть примером для подражания. Но однажды – вой самолётов и … вмиг ваше пионерское безоблачное детство исчезло! На смену пришёл новый завет «Судьба родины – наша судьба!», и это определило ваше место в ряду защитников. Вы, пионеры войны, были патриотами своей страны. Вы показали, каким огромным может стать маленькое юношеское сердце, если в нём разгорится священный огонь любви к Родине и лютой ненависти к её врагам.

 

 

 

Спустя много лет, ты, та четырнадцатилетняя пионерка Маня, стала моей прабабушкой Марией Петровной Касьяновой. А тогда, в те страшные дни, тяжелые условия жизни, изнуряющая работа, голод, потеря родных, возможности учиться — такова была цена, заплаченная вами, юными героями большой войны, за наше счастливое будущее. И пусть ты не сражалась на поле боя, твою грудь не украшали медали и ордена, но зато на ней развевался красный галстук, маленькое знамя пионера. То, что вы делали – настоящий подвиг. Это был ваш героизм, героизм детей, трудившихся в тылу во имя Победы, во имя мира на Земле!

 

 

 

Мы, нынешнее поколение, низко кланяемся в пояс тем, кто, в силу своего возраста, не мог идти в бой, но становился у станка, садился на трактор, брал в руки лопату, приближая великий день в нашей истории – День Победы. Мы, дети мира, говорим «спасибо» вам, детям войны, за то, что подарили нам возможность радоваться голубому небу, ясному солнцу и каждому новому дню!

 

 

 

Ты спросишь, откуда я всё это знаю? Из рассказов моей мамы, твоей внучки. Ведь очень важно сохранять связь поколений, связь времён.
Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. Но сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни сменилось поколений, благодарность потомков вам, пионерам сороковых, будет жить вечно.

 

С любовью и уважением

твоя правнучка Алёна Вербицкая

 

Фото материалы из личного семейного архива и интернет источников.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×