>
«Благодарю тебя, Отчизна, за то, что есть ты у меня!»

«Благодарю тебя, Отчизна, за то, что есть ты у меня!»

Без рубрики

Россия… Родина…Родной край…Отчий дом… У каждого из нас есть родные места, где он родился, рос, познавал окружающий его мир и радовался ему.

 

 

 

Малая родина – это родные люди и самые любимые места, куда человек спешит с радостью и которыми он гордится. Необъяснимой силой обладают эти места. Рассветы в них туманнее и роса на листьях прозрачнее, и солнце светит ярче, и теплее вечера, и песни соловьиные в соседнем лесочке звонче, и земля там мягче и плодороднее, и звёзды в небе ночном ярче горят. А в августе, когда с небосвода они срываются, под одну самую горячую звезду загадывается заветное желание, которое обязательно сбывается у каждого из нас.

 

 

Моя малая родина, любимый уголок детства – город Миньяр в Челябинской области. Испокон веку здесь жили мои предки. Здесь жил мой прадед Александр Иванович Рычков, здесь родился и прожил всю жизнь мой дед, здесь родился и живёт мой отец Александр Рычков и я Иван Александрович. И мой рассказ о моей родной земле детства, несомненно, очень личная история.
Пожалуй, начну с самого начала. Край наш окружён горами, старинный, богатый и удивительный… Иногда из-за такого кольца называют местность Семигорьем. У гор наших большая история, много тайн и загадок. Горы состариться уже успели, а камень, известно, долго живет. Но еще дольше живет слово. Все может умереть: и человек, и лес, и гора, — а слово не умрет, не исчезнет. Слово и довело до нас старый сказ о том, почему наш город Миньяром назвали. В книге Юрия Подкорытова « Сказки из старинной шкатулки» (Челябинск, 1980) можно прочесть Легенду Акраим-Курайчи о Миньяре.

 

 

«Во времена давно прошедшие жили в нашем краю тысяча братьев. Была у братьев единственная сестра, звали её Гульбика. Своенравной и упрямой росла девушка! Больше всего любила Гульбика скакать по степи на вороной лошадке.

 

Говорили ей братья:
— Смотри, сестра, и близко не подъезжай к Зуртау – горе. Живёт там злой дэв-волшебник! Говорят, растёт у него невиданный цветок: листья белые-белые, цветы и ягоды черные-черные. Кто чёрную ягодку проглотит, может превратиться во что пожелает: в птицу ли, в зверя ли, в гору или реку. Только никогда человеком не станет.
Не послушалась упрямая Гульбика, поскакала к горе Зуртау. Вдруг чёрный вихрь подхватил её, закружил, завертел, поднял в воздух. Долго летела Гульбика. Опустил её чёрный вихрь на самую вершину Зуртау.

 

Говорит дэв-волшебник:
— Давно поджидаю тебя, красавица! Будешь моей женой. Кипят медные котлы с бараниной, полны кумысом свадебные чаши. А не согласишься – хуже будет!
Испугалась Гульбика, но говорит:
— А где же свадебный подарок жениха?

 

Раздвинулась гора. В огромной пещере большие богатства лежат. Не смотрит Гульбика на них, невиданный цветок ищет. Увидела, незаметно чёрную ягодку сорвала. Превратилась тут же в птицу ласточку, полетела. Дэв-волшебник оборотился быстрым соколом-сапсаном, в погоню пустился.

 

Долетела ласточка до подножия Зуртау, обернулась кобылицей, понеслась по степи к дому родному, к братьям своим. Обернулся дэв-волшебник огромным серым волком, вот-вот в гриву кобылицы вцепится.

 

Догадались братья: злой дэв за сестрой гонится, взяли луки и стрелы каленые, на помощь идут. Обернулась Гульбика быстрой речкой, побежала по степи.

 

А дэв-волшебник снова свой прежний облик принял, превратил тысячу братьев в каменные столбы, смеётся:
— Хорошая получилась запруда! Эй, мои чёрные быки! Выпейте это озерко степное до дна!

 

 

Бегут чёрные быки, земля под копытами дрожит. Обнимает сестра-река своих каменных братьев, прощенья просит за то, что не послушалась их.

 

Расступились каменные братья, пропустили сестру-реку. Вдоль берегов выстроились, охраняют. С тех пор, говорят, место это и называют Миньяр – тысяча камней».

 

Наш город как и весь Урал начинается со сказов и легенд.

 

Город построен на земле башкирской и расположен в 100 километрах от Уфы. На вьезде в город, рядом со станцией Миньяр стоит высокая и обрывистая гора. Она чем-то сразу привлекает внимание прохожих. Видимо, своим необыкновенным красновато-коричневым цветом, что выделяет ее из всех соседних зеленых гор. И если смотреть вверх по обрыву, высота горы около 80 метров.

 

У подножия этой горы проходит железная дорога, и по ней, то в одну, то в другую сторону, грохоча, проходят тяжеловесные поезда, снуют электрички и пролетают скорые. Пассажиры смотрят в окна и разглядывают необыкновенную гору. А она как будто действительно прячет что-то таинственное, особое.

 

 

С давних пор в Миньяре существует легенда о Каменном Стражнике. Очертания стражника видны на Красной скале, взор его направлен в сторону города. Легенда повествует о том, что Стражник охранят наш город от бед и несчастий.

 

 

В 1910 году в ходе большого путешествия по Южному Уралу скалу запечатлел на своих фотографиях известный русский фотограф и ученый С.М. Прокудин-Горский. С вершины скалы была сделана серия фотографий Миньяра.

 

 

В 1981 году Красная скала получила статус геолого-геоморфологического памятника природы Челябинской области под названием «Геологические обнажения аргиллитов» (решение Исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов №194 от 28 апреля 1981 года).

 

 

История города берёт своё начало в 1771 году, это год основания Миньяра. Началом строительства Миньяра являлась плотина, перекрывшая реку в месте слияния ее с рекой Сим. Строил плотину плотинный мастер Симского завода Иван Исаев. Образовавшийся пруд явился гидроузлом будущего Миньярского завода для подъема работы механизмов и сплава леса. Первым действующим объектом на плотине была пильная мельница по распиловке леса и помола муки. Именовалась она как лесопиловочная Нижнесимская фабрика.

 

 

 

Миньяр был основан известными симбирскими купцами и заводчиками Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым в 1771 году. Название Миньяр получил по реке. Датой возникновения поселения Миньяр следует считать 1771 год, а 1784 год является датой ввода в строй Миньярского железоделательного завода.

 

 

 

Ивану Борисовичу Твердышеву и Ивану Семёновичу Мясникову принадлежало 10 заводов: Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Юрюзанский, Симский, Миньярский, Белорецкий и другие.

 

Крестьянская война под предводительством Пугачева, 1773-1775 годов, задержала начало строительства Миньярского завода. Пугачевский полковник Салават Юлаев в сентябре 1773 года сжег Симский завод, в Миньяре пострадала часть строений плотины. Строительство Миньярского завода после пугачевщины возобновили и провели уже на новой основе. Корпуса цехов завода построили каменные. В 1784 году завод пустили в работу. Начали производить железо кричным способом, под вододействующими молотами.
Вот в таком месте — среди гор, покрытых хвойным лесом, при слиянии рек и построен был Миньярский железоделательный завод.
Как производилось железо на Миньярском заводе, сообщает в своей книге «Моё путешествие по Сибири» академик В.Обручев. «Мы наблюдали на Миньярском заводе нагрев чугунных болванок в горнах и повторную ручную обработку молотами раскаленных криц, в которых чугун превращался в железо. Затем видели нагрев этих криц и их превращение в прокатных станках в полосовое и листовое железо. Станки двигала сила воды от большого колеса. Я наблюдал труд рабочих в горячих цехах, у горнов и прокатных станков, где человека обжигает жар раскаленного металла, где нужно ворочать щипцами тяжелые горячие крицы и бить их молотами, тянуть раскаленные полосы и листы».

 

 

Первые изделия и готовое железо завод отправлял по рекам. Весной, в половодье, 20 и более барок, вместимостью до 12 тысяч пудов железа каждая, отправлялись с завода по рекам Сим, Белая, Кама, Волга в центр России. Сопровождали «железные караваны» наемные рабочие. Обратно возвращались домой пешком, получив в Уфе расчет за работу.

 

 

По энциклопедическим сведениям в Миньяре в 1901 году насчитывалось 4829 жителей, ярмарка, 27 торговых предприятий, церковь, больница, две школы. Завод при 1584 рабочих вырабатывал железа — 726 тысяч пудов, стали — 601 тысячу пудов, металлических изделий — 3250 пудов. Специализацией завода было листовое железо — одно из лучших в России, с клеймом «Балашов».

 

 

Железо, сваренное в Миньяре на заводе в кричных горнах, было очень мягкое и вязкое, в нем было мало углерода и много чистого железа, потому что плавилось оно на древесном угле. Из него легко было делать поделки. Большое место в производстве занимал шлен гвоздильный, из которого рубили гвозди для подков. Листовое кровельное железо в 1900 году удостоено серебряной медали на промышленной выставке в Петербурге. Главную славу городу принес завод, руки его мастеров.

 

 

Мастерами богата земля российская. Побывав в Миньяре, нельзя обойти своим вниманием Введенский храм, памятник архитектуры 19 века. Ирина Ивановна Бекетова, дочь Ивана Мясникова, в 1783 году получившая в приданое Миньярский и Симский заводы, получила благословение построить в заводе каменную церковь. Проект щедрая заводовладелица заказала в Москве. Исполнял его Ефим Малютин, а курировал лучший архитектор того времени Матвей Казаков.

 

 

 

Может зодчий и сердце – то вывихнул,
Эти камни подняв к облакам:
Целой жизнью он, может быть, выдохнул
Этот молча ликующий храм…

 

 

Храм строили с 1795 года по 1837 год всем миром. Рабочие завода безвозмездно помогали строителям, считая это богоугодным делом. Возносились к небу ряд за рядом каменные стены. Внутри храм расписали фресками, потолок сделали небесно-голубым, а под ноги положили тяжёлые чугунные плиты с узором, отлитые на заводе. Ирина Ивановна подарила своему детищу богатую церковную утварь, иконы в позолоченных окладах и в серебре.

 

 

 

В советские годы, в мае 1927 года храм был закрыт, церковную утварь вывозили подводами, только малую её часть сохранили в своих домах верующие миньярцы. После этого из Уфы была прислана группа с заданием взорвать культовое сооружение. Исполнители успели даже заложить по периметру здания взрывчатку. Но рабочие миньярского завода во главе с «красным директором» Яковом Заикиным, рискуя своей жизнью, остановили это варварство.

 

 

 

Позднее в этом здании размещалось Фабрично-заводское училище, а с 1933 года — клуб металлургов, для которого ротонду поделили на три этажа.

 

 

 

Служба в Миньярском храме была возрождена 26 января 1991 года.

 

 

 

Церковь была культурным и нравственным центром посёлка. В ней венчали новобрачных, крестили детей, совершали панихиды по умершим. Престольные праздники были яркими событиями в жизни заводчан.

 

 

Ещё одно любимое мной место — Никольский мост.

 

 

Это единственный в своем роде на Южном Урале памятник индустриального наследия, который находится по выходу железной дороги из города Миньяра на восток. Никольский железнодорожный каменный мост через реку Сим построен из тесанного камня в 1930 в шести километрах к востоку от Миньяра.

 

 

 

Это один из первых арочных мостов в России. Построен он в комплексе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Все несущие детали исполина выполнены из бутового камня. Из-за этого родилась легенда, что будто бы мост целиком из каменного монолита, а автором проекта был некий технарь-самоучка. Народная молва гласит, что старые инженеры не признавали этот проект и всячески оттягивали срок его осуществления.

 

 

 

На самом деле автором проекта стал профессор Н.А. Белелюбский (1885 — 1922). Когда же испытывали постройку, технарь сел в лодку, поплыл под мост и находился там, когда сверху проходил груженый состав. Никто не верил, что мост не развалится, а он устоял и стоит до сих пор…

 

 

 

Новый мост строился при Николае Георгиевиче Гарине-Михайловском, русском инженере, писателе, путешественнике. В те времена железнодорожные инженеры были самыми обеспеченными людьми России. В 1871 году после окончания гимназии Н.Г.Гарин-Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отучился лишь один год. Провалившись на экзамене, молодой человек решил, что лучше быть хорошим ремесленником, чем плохим юристом. Он бросил университет и в 1872 году поступил в Институт путей сообщения. В начале инженерной карьеры работал на Кавказе, за границей (в Болгарии). Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, состоявшую из двух участков: Самаро-Уфимского и Уфа-Златоустовского. Михайловский вёл изыскания на участке «Уфа-Златоуст», который позднее стал начальным пунктом Транссибирской магистрали.

 

 

 

Раньше на этом месте уже был мост-одноколейка, тот который с перилами. Инженер Белелюбский Н.А. смог создать вторую колею. Как и все железные дороги, она была на 10 сантиметров шире западных. На основе проекта были сделаны чертежи Никольского моста. Однако его строительством занималась первая в России женщина – мостостроитель.

 

 

 

Её имя, к сожалению, утеряно. По всей вероятности она была репрессирована. Образование, всего вероятнее, она получила за границей. Это показывает и внешний вид моста, который похож на европейские. Так же это может являться одной из причин репрессий по отношению к мастерице.

 

 

 

На время строительства моста эта женщина проживала у бабушки Таракановой Людмилы Александровны, местного краеведа, педагога дополнительного образования «Станции детско-юношеского туризма и экскурсий». Бабушка Людмилы Александровны, Рогова Мария Игнатьевна, проживала в доме на улице Заикина (дом находится на этом месте до сих пор). Распределил эту женщину в дом Марии Игнатьевны горисполком. Это была живая и трудоспособная женщина, которая отдавалась работе с утра до ночи и порой не находила времени даже выпить чашечку чая. Вместе с женщиной привели в дом верховую лошадь. Носила женщина сапоги, брюки, мужскую шляпу. С собой у неё всегда был кожаный футляр с чертежами. Верхом на лошади спозаранку уезжала на лошади, возвращалась поздно. По приезду просила у хозяйки самовар. Интересен факт, что женщин – мостостроителей в этот период в России не было.

 

 

 

Рабочих набирали на месте, но людей, способных обрабатывать камни в городе не было. Каменоделов привозили из Златоуста и Усть-Катава. В бараках-казармах жили местные рабочие мужики, камнетесы из Ерала и Миасса, по 100 человек в казарме. Здесь же была пекарня и лавка. В лавке можно было купить махорку, лапти, соль, крупу. И железную дорогу, и Никольский мост строили вручную. Камень возили на лошадях грабарками (специальными деревянными корытами). Часто вместе со взрослыми в работе можно было увидеть и подростков.

 

 

 

Строитель моста Пётр Быков рассказывал: «Мне было тогда 18 лет, когда мы с отцом из Ерала приехали на строительство моста. На двух лошадях возили гравий и камень к мосту. Платили по одному рублю за коробку гравия. Жили в деревянных бараках у моста. Много народу там работало».

 

 

Никольский каменный мост вошел в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Во время испытания моста женщина-мостостроитель стояла под первым пролётом моста на дороге (бичеве). Толпа наблюдавших волнительно охала, но та оставалась спокойной. Одна из участниц строительства каменного Никольского моста Елена Колтуненко вспоминала: «На железной дороге я работала с 14 лет. В 1929 году была на строительстве моста. Когда пускали каменный мост, начальница, инженер- строитель моста, встала под мост, а сверху по нему толкали платформы с песком». Во время Первой мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Никольский железнодорожный мост сыграл огромную роль, как связующее звено.
Распространен миф о том, что кирпичи, из которых сделан мост, состоят из яичных желтков, но это не так. Проект был государственной важности, и строить на таком материале просто бы не позволили. К тому же достоверно известно, что у нас в городе добывали специальную горную породу, из которой получался прекрасный цементный раствор (не хуже западных аналогов).
Название мост носит по месту нахождения, вблизи находится и пещера Никольская, и родник Никольский (во имя Николая-чудотворца). Этот каменный исполин отлично вписан в природный пейзаж. Как описывают люди, побывавшие там, мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная красота моста— всё слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа.

 

 

Надеюсь, что мой рассказ о Миньяре оставил у вас яркое впечатление. Наша Россия великая и могучая, но состоит она из таких маленьких уголков со своей самобытной историей. Приезжайте к нам!!! На автомобиле нужно ехать по трассе М5 по участку Челябинск – Уфа и в районе города Сима или города Аши повернуть на Миньяр. Добро пожаловать на Южный Урал!!!

 

Автор Рычков Иван

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×