Мы не должны такого допустить!
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.
Е. Евтушенко
Недавно я готовилась к конкурсу чтецов: учила наизусть стихотворение Мусы Джалиля «Варварство». Строки этого произведения, рассказывающие о массовом расстреле фашистами женщин и детей, обычных мирных жителей, тронули меня. Слезы, не переставая, потекли из глаз, душа встрепенулась, и меня пробрало до мурашек на коже. В мыслях сразу возникли вопросы. Как такое возможно? Разве способен на такие зверства человек? Подошла мама и сразу поняла, о чем я хочу спросить. Она сказала, что подобные безжалостные расправы с невинными людьми в разгар Великой Отечественной войны происходили нередко. Жертвами фашистов становились ни в чем не повинные люди. Она рассказала об одном из таких трагических мест, в котором ей удалось побывать. Это Бабий Яр – урочище, которое находится в северо-западной части Киева.
Мама достала из шкафа фотографии, где были запечатлены памятники, установленные в Бабьем Яру и его окрестностях. Эти фотографии она привезла из экскурсионной поездки в Киев еще в те годы, когда училась в школе. Было это в конце девяностых.
Я принялась рассматривать черно-белые снимки. Бронзовая композиция «Памятник советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской армии, расстрелянным немецкими оккупантами в Бабьем яру». На металлической плите, установленной перед памятником, надпись на украинском языке: «Здесь в 1941—1943 годах немецко-фашистскими захватчиками были расстреляны свыше ста тысяч граждан города Киева и военнопленных». По бокам от неё, слева и справа, прикреплены плиты с надписями на русском и на идише. На другой фотографии Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 года душевнобольным. Есть и другие фото.
Меня очень заинтересовала история, связанная с трагедией в Бабьем Яру. Я решила узнать об этом побольше. Прочитала документальный роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», основанный на воспоминаниях детства автора, одноименную поэму Евгения Евтушенко, стихотворения других авторов, и была расстроена и подавлена. Какая страшная история у этого места! Сколько мирных людей погибло здесь самым жестоким и бесчеловечным образом! Я не хочу молчать. Мне хочется рассказать об этом всем. Я это делаю потому, чтобы никогда не повторялись такие события. Их просто невозможно предать забвению.
События, произошедшие в Бабьем Яру, начались, когда девятнадцатого сентября 1941 года войска нацистской Германии вошли в столицу Украины город Киев. Через десять дней в штаб-квартире немецкого командования прогремел взрыв, совершённый диверсионной группой, состоявшей из партизан. После этого фашисты решили обвинить во всём евреев. Эта диверсия стала поводом массовых убийств. Настоящая же причина заключалась в целях, которые перед собой ставил фашистский режим – геноцид. Другими словами, массовое уничтожение людей по какому-либо признаку: национальному, расовому, религиозному. Киев испытал на себе это бесчеловечное, заранее запланированное, преднамеренное преступление одним из первых.
Начало трагедии Бабьего Яра положил приказ «Всем евреям города Киева» немецкого коменданта. В тот же день, двадцать седьмого сентября, в районе Бабьего Яра фашисты провели первый массовый расстрел семисот пятидесяти двух пациентов психиатрической больницы.
Среди десятков тысяч евреев, проживавших в те годы в Киеве, большинство считали немцев «культурной нацией» и не верили сведениям об уже совершенных массовых убийствах. Они считали, что оккупировавшие их город фашисты не способны убивать и массово уничтожать детей, женщин и стариков.
Для своих чудовищных планов немцы быстро облюбовали Бабий Яр. Бессчетное количество ужасных действий они осуществили тут!
Фашисты за короткий срок, прибыв в район Бабьего Яра, тщательно подготовились к террору против мирных советских граждан. За два дня весь город облетели известия о том, что жители еврейской национальности должны собраться к восьми часам утра двадцать девятого сентября 1941 года в назначенном месте.
В тексте расклеенных по городу листовок говорилось: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (Доктеривской) (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также тёплую одежду, бельё и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
Листовки с приказом немецкого командования о необходимости явиться с ценными вещами и документами были расклеены по всему Киеву. Городские власти ничего не знали о готовящейся расправе. Люди были дезинформированы. Лживые сведения о том, что евреев вывезут из Киева, передавались через имеющих влияние в общине людей, а также дворников, управдомов. На руку немцам было и расположение пункта сбора: недалеко от довольно крупной железнодорожной станции.
Гитлеровцы ожидали собрать около шести тысяч человек, а в итоге пришло больше тридцати тысяч. Фашисты уже были готовы к геноциду. Солнце освещало голый яр. Люди прибывали. Расстрел начали с мужчин, самых крепких и здоровых из них, затем следовали женщины, дети и старики.
Расстрелы длились с утра и до шести часов вечера. Затем палачи отдохнули и, как бы это чудовищно ни звучало, отпраздновали это событие. В первый день было расстреляно почти двадцать две тысячи человек. На следующий день казнили ещё двенадцать тысяч.
Самым страшным во всей этой трагедии для меня стало то, что в кровавом терроре участвовали не только гитлеровцы, но и украинцы. Украинская вспомогательная полиция оказывала поддержку немцам в организации кровавых расстрелов: конвоировала евреев к месту казни, помогала складывать вещи безвинных жертв на грузовики и тому подобное. Среди карателей большинство составляли украинские националисты.
В Интернете я нашла свидетельства присутствовавшего в Бабьем Яру немецкого военного шофера, который был непосредственным участником событий и на одном из грузовиков вывозил имущество казнённых евреев. Вот, что он вспоминал: «Находившиеся на поляне украинцы стали нагружать машину вещами. С этого места я видел, что прибывавших евреев — мужчин, женщин и детей… направляли к тому месту, где те должны были по очереди складывать свои пожитки, пальто, обувь, верхнюю одежду и даже нижнее белье. В определенном месте евреи должны были складывать и свои драгоценности…
Я думаю, что не проходило и минуты с момента, когда человек снимал пальто, до того, как он уже стоял совершенно голый. Не делалось никакого различия между мужчинами, женщинами и детьми…
Раздетых евреев направляли в овраг примерно сто пятьдесят метров длиной, тридцать метров шириной и целых пятнадцать метров глубиной. В этот овраг вело два или три узких прохода, по которым спускались евреи. Когда они подходили к краю оврага, немецкие полицейские хватали их и укладывали на трупы уже находившихся там расстрелянных евреев. Это происходило очень быстро. Трупы лежали аккуратными рядами. Как только еврей ложился, подходил немецкий полицейский с автоматом и стрелял лежавшему в затылок. Евреи, спускавшиеся в овраг, были настолько испуганы этой страшной картиной, что становились совершенно безвольными… Это был конвейер, не различавший мужчин, женщин и детей. Детей оставляли с матерями и расстреливали вместе с ними». Читаешь, и перед глазами всплывает картина, описанная в стихотворении Мусы Джалиля «Варварство», как ничтожная «кучка дикарей» убивает ни в чем не повинных людей:
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят…
За одними казненными следовали другие. Бедные люди до последних минут не успевали догадаться о своей участи. Выстрелов из оврага не было слышно: над местом убийства играла включенная фашистами веселая музыка.
Около тридцати четырех тысяч мужчин, женщин и детей были умышленно уничтожены во время одной военной операции. Расстрелы продолжались и в последующие месяцы, за евреями были цыгане, а затем жертвами становились советские военнопленные, партизаны. Трагические события в Бабьем Яру стали самой масштабной на тот момент нацистской акцией по числу единовременных жертв. Они стали частью геноцида еврейского народа – Холокоста.
Но фашистам этого было мало. Леденящие душу преступления продолжились. И даже спустя много лет, неизвестно, сколько человек погибло в Бабьем Яру. По разным меркам, их от семидесяти до двухсот тысяч. И только двадцати девяти киевлянам удалось спастись, выжить!
27 января во всем мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата выбрана не случайно. 27 января, в 1945 году войска Советской армии освободили самый крупный нацистский лагерь смерти Освенцим, немецкое название которого Аушвиц-Биркенау. В этом страшном месте, созданном весной 1940 года на территории Польши, оккупированной немцами, погибли, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Большую часть узников составляли евреи и цыгане. Многие документы, свидетельствовавшие о преступлениях нацистов, были уничтожены, поэтому точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить. Прошло почти восемьдесят лет. Более двухсот советских солдат и офицеров погибли в боях за освобождение концлагеря и соседнего города Освенцим. Казалось бы, люди должны наконец-то поумнеть, понять свои ошибки. Но этого так и не произошло…
В январе 2023 года на мероприятия по случаю 78-й годовщины освобождения Красной армией концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме не пригласили представителей России. Как же так? Неужели прошлое ничему не научило?
В условиях нынешней ситуации тяжело судить о правде и лжи. Вокруг нас множество фейков. Но самое страшное, что сегодня многие пытаются переписать историю, свести к нулю вклад нашей страны в Победу в Великой Отечественной войне, в спасение всего мира от фашизма. Страшные преступления против человечества, геноцид советского народа, фашизм стараются замять под влиянием западных стран.
Сейчас памятники, установленные в урочище Бабий Яр, являются культурным наследием Украины национального значения. У этого места страшная история. Но глядя на события, происходящие в современном мире, становится страшно за то, что завтра и эту историю попытаются переписать, обелив преступников. Каждый день мы слышим сообщения о том, что сносят памятники солдатам и офицерам, защитившим планету от коричневой чумы, уничтожают мемориалы памяти и делают это против людской воли. В честь тех, кто в прошлом принимал активное участие в геноциде советских граждан, был на стороне фашистов, на сегодняшней Украине называют улицы и проспекты. Это не просто горько и обидно. Это недопустимо. Люди (если можно их так назвать), которые совершают подобное, должны понести ответственность за свои преступления.
Мы просто обязаны помнить о подвиге наших воинов, отстоявших Победу в самой кровопролитной войне ценою собственных жизней, помнить о миллионах расстрелянных, замученных в концлагерях. Мы должны ненавидеть фашизм за все страдания, которые пришлось вынести нашему народу. Именно мы, сегодняшнее поколение, в ответе за то, каким дальше будет наш мир. На нас лежит ответственность за сохранение исторической памяти, истинных ценностей и принципов. Любовь к родине должна всегда оставаться в наших сердцах. И пока эти сердца бьются, как бы ни было тяжело, мы должны сделать все для сохранения и укрепления нашей великой России. К этому призывает и Муса Джалиль:
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Я хочу, чтобы человечество прекратило любые войны, ведь жизнь каждого из нас бесценна. Неважно при этом, какой ты национальности: еврей, украинец, немец или русский. Каждый из нас должен понимать, что всегда нужно оставаться человеком, ценить всё, что дано нам природой, бороться против зла и жестокости, верить в победу добра и справедливости, быть патриотом своей родины, чувствовать ответственность за будущее своей страны.
Фотография из открытых источников интернета