Репутация журналиста: как извлечь пользу даже из плохого?
«С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте — ведь любой срыв равносилен преступлению» Альберт Камю.
Мне кажется, нет ни одного человека, которого бы не заботила его репутация. Школа, университет, работа или интернет — неважно. Для настоящего журналиста она так же важна.
В первую очередь, репутация — это главный инструмент журналиста, правильно используя который, ему удается добиваться своих профессиональных целей.
«Учитесь не жить, как я… Как я — блондинка в шоколаде»
Эпоха золотой молодежи нулевых, доминирующего эпатажа и вседозволенности. Период истории, когда самой известной писательницей в России была Оксана Робски, а «Рублевка» стало именем нарицательным.
Казалось, что мир сходит с ума. В топы выбивается шоу со странным названием «Блондинка в шоколаде» и не менее странным сюжетом, в центре которого юная скандалистка Ксения Собчак, вечно хамящая матери и отпускающая непристойные шутки.
Ее одновременно и любили за показанную на экране «самость», отсутствие подобающего дочери губернатора лоска, напускного пафоса, и ненавидели за «фриковатость», холодность и грубость( чего только стоит утекший в сеть телефонный разговор про «уравненные права» и «маленького ребенка»).
Многие представители второй части неравнодушных закрепились за телеведущей еще с телепроекта «Дом-2», где одинокие сердца ищут друг друга. Сам факт ее присутствия на лобном месте вызывал критику со стороны зрителей. Девушка позволяла себе нелестные высказывания в сторону участников, драки( инцидент с Бородиной) и ссоры, делая проект куда более комичным.
Вскоре Ксения отдаляется от привычного народу образа забавной истерички, ударяясь в политику и журналистику, где теперь уже «не может быть воспринята всерьез» из-за сложившейся репутации.
«Черный пиар—тоже пиар!»: как дурная репутация может НЕ сыграть злую шутку
Ксения Анатольевна Собчак — уникальный пример медийной личности, способной не только продержаться на «волне хайпа» долгое время, но и создать ее самостоятельно.
Если для политической деятельности необходима строгость и педантичность, то для массового контента — умение привлечь аудиторию. Способствовал этому и выбранный жанр — интервью и документалистика.
Одни из первых роликов с Анастасией Волочковой, Ольгой Бузовой и Филиппом Киркоровым бьют рейтинги ютуба за далекий 2018 год.
Ее документальные фильмы о Листьеве, Среднеуральском монастыре «особого назначения», бурятском Твин Пиксе не могут не заставить плакать.
Ее образ часто ассоциируют с противоречивостью, спорным выбором гостей и тем.
Она создала огромный инфоповод своим интервью со скопинским маньяком, первая напрямую получила ответ от Алсу насчет купленных голосов; используя актуализированный Познером телемост, вышла на связь с мамой Илона Маска и Анной Делви, одинаково общалась с Блиновской и Лебедевым, с Ваенгой и Шульман(признана иностранным агентом на территории РФ), не демонстрируя открытой антипатии или напротив — симпатии.
Вовремя понимая настроение толпы, Собчак вводит новые рубрики, пользующиеся популярностью( «Осторожно:новости!», «Красота требует кэш»).
Возможность видеть две стороны медали и вырывать у самой себя победу, извлекая выгоду из каждого, идущего друг за другом события, выпускают ее с пальмой первенства на огромную арену мэтров.
На примере этой личности мы можем проследить возможность использования «дурной» репутации для дальнейшего развития журналисткой карьеры, идущей в гору. Теперь ее канал насчитывает 3,45мл подписчиков, а в 2020 и 2022 году Ксения Собчак заняла первое место в рейтинге «самых цитируемых журналистов», по версии «Медиологии».
Да, несмотря на имеющийся успех, все еще остаются люди недовольные, не считающие вполне профессиональной работу и проекты Собчак. Но не в дискуссиях ли рождаются решения и разрешения? Не в них ли ищутся ответы на вопросы? На мной взгляд, то, кем стала «блондинка в шоколаде» благодаря использованию «главного инструмента журналиста»( *см. начало материала), настоящий показатель мастерства.