>
Мир на ощупь

Мир на ощупь

284 миллиона жителей нашей планеты страдают от нарушения зрения, около 39 миллионов из них полностью его лишены, сообщает Международное агентство по профилактике слепоты. Как может общество поддержать людей с нарушением зрения? Насколько сложно найти работу для слепых людей и какие трудности подстерегают инвалидов по зрению? Пытаясь найти ответ на эти вопросы, я отправилась в филиал Всероссийского общества слепых.

 

 

 

На фасад ужасное, красивое внутри

 

 

Здание, на первый взгляд, вызывает ощущение заброшенности и унылости. Его фасад отделан старым, потрескавшимся кирпичом, покрытым слоем грязи и пыли. Окна с закрытыми жалюзи кажутся забытыми. Мелькает мысль, что это здание точно не может быть местом, где проводят время и работают слепые.

 

 

 

На торце висит табличка с адресом, но вместо привычного маленького прямоугольника я вижу стальную вывеску с буквами, которые выступают в рельефе. Сомнения отпадают.

 

 

 

— Меня Владимир Николаевич зовут, — улыбается высокий, статный мужчина, который встречает меня на входе.

 

 

Владимир Николаевич работает начальником отдела аренды в филиалах Всероссийского общества слепых. Он инвалид — потерял зрение после военных контузий. Признается, что в своё время очень тяжело пережил этот момент, но ему повезло, что рядом были друзья и семья.

 

 

— Пойдем сразу покажу, чем мы тут вообще занимаемся, — скомандовал Владимир Николаевич, указывая прямо на лестничный пролёт.

 

 

На перилах висят тактильные таблички с названиями этажей, а стены на лестничных маршах оформлены в контрастных цветах. Я плетусь следом.

 

 

— Вы так уверенно ориентируетесь! — восхищаюсь я.

 

 

— Спокойно ориентируюсь. Когда со мной это всё произошло, я даже ходить сам не мог. А сейчас я и летаю по городу. Просто организму нужно перестроиться. У меня обострился слух, обоняние, что-то ушло, что-то приобрелось. У меня руки очень стали чувствительные, я много чего ими делаю. Совсем по-другому мозг работает. Я когда куда-нибудь иду, у меня постоянно работает счётчик. Я всегда считаю шаги, расстояние. Я наблюдаю за человеком, где он находится, — сбавив тон, делится Владимир Николаевич.

 

 

По длинному и светлому коридору навстречу нам идёт человек.

 

 

— Вот идёт кто-то, я понимаю, где он находится, его примерный рост, вес. Я знаю, где будут находиться его глаза, когда он встанет. Чтобы я примерно смотрел в ту же сторону, чтобы ему было комфортно со мной разговаривать. Как по мне, если честно, не скажешь, что я слабовидящий человек. А я вот сейчас на тебя смотрю, тебя у меня нет вообще. Вместо тебя у меня вот так вот черное пятно, сквозь которое я не вижу даже солнца,— разводит руками начальник отдела аренды.

 

 

 

Жизнь кипит

 

 

— Заходи. Знакомься, святая святых нашего общества — точка кипения, а если быть точнее, просто актовый зал, — иронизирует Владимир Николаевич, чеканя слова.

 

 

В этой уютной зоне отдыха, напротив окна, слепые люди с удовольствием участвуют в интеллектуальных сражениях в шашки и шахматы. Рядом располагается стол для настольного тенниса.

 

 

— Да, в теннис тоже играем! Шоудаун игра называется, никогда не слышала? — звонко спрашивает симпатичная девушка, показывая как, умело она отбивает мячик ракеткой.

 

 

Стук мяча, шорох ракеток и точные взмахи рук — всё это увлекательный процесс игры. Я не могу оторваться.

 

 

— Шах! — расколдовывает меня крик из соседней зоны.

 

 

Владимир Николаевич делает жест рукой, показывая на выход. Мы заходим в соседний кабинет.

 

 

— Если ты думаешь, что мы только развлекаемся, то это не так. Вот здесь происходит основной рабочий процесс! — с гордостью произносит Владимир Николаевич.

 

 

Пять лет назад в этом филиале у слепых появилась возможность зарабатывать. В своей мастерской они до сих пор собирают лампочки.

 

 

На ощупь различая разнообразные детали, работники Общества слепых плавно соединяют части лампочки — тщательно вкручивают патрон, надежно закрепляют колбу и непрерывно проверяют каждую деталь. После сборки готовые модели отправляются в коробку и фасуются на продажу.

 

 

— Раньше ребята получали гораздо больше, чем сейчас. На рынке начинают появляться китайские лампочки, которые нравятся людям выгодной ценой. Нам приходится искать еще и другой способ заработка, — вздыхая, говорит Владимир Николаевич.

 

 

— Вы стали заниматься арендой? — спрашиваю я.

 

 

— Да, всё верно. В нашем центре занимаются дети, на кружки приходят школьники, но мы не только работаем. Основная цель нашего общества — помощь с адаптацией, чтобы человек не чувствовал себя брошенным котом, а наоборот, смог найти себе друзей, занятие по душе и работу.

 

 

Мы возвращаемся в актовый зал. Я осторожно сажусь рядом с группой, которая бурно что-то обсуждает.

 

 

 

Слепота не приговор

 

 

— Многие люди, которые ослепли во взрослом возрасте, процентов где-то 60, а то и 70, переносят слепоту тяжелее, чем инвалиды с детства, — уточнил Владимир Николаевич.

 

 

Сегодня в Обществе слепых приветственная встреча для новой участницы. Все по кругу представляются, делясь историями из жизни.

 

 

— Мне 33 года. Я потеряла зрение в прошлом месяце. Всё произошло слишком быстро: диабет, слепота, развод. Моя жизнь резко перестала иметь смысл, хотя я была ведущим экономистом в «‎Сбербанке» и не могла даже представить, что в одночасье что-то пойдёт не так. Я осталась одна, — безэмоционально поделилась мыслями девушка, которая сидела напротив меня.

 

 

— Я Егор. Инвалид с детства. Я мастер спорта по плаванию, — скромно начинает парень, но не успевает закончить.

 

 

— А ещё Егор высокоинтеллектуально развит. У него юридическое образование. Слепым человек всё полностью получил. Он в совершенстве знает любое техническое устройство. Как смартфон, как компьютер. Он может настроить любому человеку любой аппарат: как на андроиде, как на IOS, на любой операционной системе, — расхваливает его симпатичный парнишка в клетчатой рубашке.

 

 

Истории не успевают закончиться. Звенит телефон. На весь зал раздается озвучка: «‎Андрей Григорьевич, ответить»‎. Солидная дама в вязанном кардигане отходит в сторону.

 

 

— На сегодняшний день все гаджеты имеют возможность настраиваться под любого человека: как без слуха, так и без зрения. Я вот, экрана-то не вижу, а телефоном пользуюсь в совершенстве. Он мне всё читает, всё проговаривает, — поясняет специально для меня Владимир Николаевич.

 

 

— На сегодняшний день настолько всё доступно с этими «‎балалайками». Просто легче жить. Гораздо легче. Здесь же тоже самое у меня установлено.

 

 

Егор нажимает на экран телефона, который тут же озвучивает приложения: «‎Поиск»‎, «‎ВКонтакте»‎…

 

 

— Для простого обывателя это не нужно. А мы без этого жить не можем. Мы к этому привыкли, — признаётся Егор.

 

 

Никогда не терять надежду и просто жить

 

 

— Олеся, Егор, отнесете лампочки в машину? — просит Владимир Николаевич.

 

 

— Да, конечно, — отвечает Егор, стараясь нащупать мою руку.

 

 

Мы идём уже по знакомому мне маршруту. В кабинете, где работают члены Общества слепых, Егор быстро подхватывает две коробки, и мы спускаемся за куртками.

 

 

— Егор, слушай, а как ты адаптировался? Сложно ничего не видеть? — тихо спросила я.

 

 

— Когда инвалидность с детства, человек адаптируется сразу, и ему гораздо легче выживать. Но, опять же, тут специфика заключается в особой подготовленности человека. В каких условиях находится на момент, когда с ним это произошло. Если это случилось в более комфортной обстановке, и он может выкарабкаться и сам духом силен, то ему проще. Если человек слаб духом, он начинает спиваться, кто-то думает о самоубийстве. Ну, много таких случаев. Хорошо, что люди приходят в Общество слепых.

 

 

Егор ставит коробку в машину.

 

 

— Думаю, что ты это уже поняла. Мы стараемся жить нормальной жизнью. Для нас это самое важное, — Егор останавливается.

 

 

— Страшно, Егор, — прошептала я.

 

 

— Да не, не страшно, это жизнь. Ну, да, никто ни от чего не застрахован.

 

 

 

Егор поспешно уходит, а я еще несколько минут смотрю ему вслед. Из головы не выходит цитата, которую на прощанье сказал мне Владимир Николаевич: «‎Мы стараемся социализироваться и быть вместе со всеми людьми. Мы стараемся шагать в ногу со временем. Изучаем и телефоны, интересуемся всем абсолютно. Мы же такие же люди, как и вы. Только с кое-какими ограничениями».

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×