МАРАТРА ИЗ ФРАНЦИИ
«Мне не нравятся художники, которые создали одну картину, красиво подписали ее своим именем и начинают: «Смотрите, это нарисовал я! Боже, я такой молодец!» Честно, это похоже на мастурбацию», — рассказывал студентам Северо-Осетинского государственного университета Ален Маратра, французский актер и художник. Шестидесятисемилетний деятель искусства во время встречи с молодежью Владикавказа вспоминал, как прошло его первое знакомство с традициями и культурой Кавказа.
Свое выступление Ален Маратра начал с раскрытия темы любви, чтобы медленно приблизиться к театру. «Самое важное в деятельности любого человека – это желание отдать другим свои романтические чувства, — объяснял Маратра. – Не так важно получать любовь, как раздавать ее всему миру». Режиссер призвал студентов совмещать жизнь со страстью и привязанностью. «Только любовь смогла построить этот мир таким, каким вы можете лицезреть его сейчас!» — рассказывал студентам театральный деятель.
После любовных размышлений, французский режиссер, как и обещал, обратился к театру. «Знаете, как появился театр? Нашелся человек, у которого возникло желание сказать что-то людям. Другие, в свою очередь, хотели это воспринять, — объяснял Маратра. — И с каждым новым днем театр все больше и больше развивался. Он хотел отражать происходящую рядом жизнь».
Французский режиссер рассказал, что восхищается игрой русских женщин. «Они поднимают всю оперу на другой, фантастический уровень. Русские актрисы, как тигры – не знаешь, что от них ожидать в следующую секунду», — объяснял Маратра.
Иностранный деятель искусства рассказал молодежи, кем он восторгается многие годы. «Я помню, как шел по музею и вдруг резко остановился. Мне показалось, что вокруг – страшное и бушующее море. Я стал искать укрытие. Это были невероятно реалистичные ощущения! Кстати, картина принадлежит кисти Айвазовского, — вспоминает Маратра. – Меня восхищает, как этот художник изобразил такое огромное синее море и крошечного человечка. Здесь важно понимать, что зрителя поражает не просто картинка мира, а чувства, которые пронизывают душу».
Ален Маратра признался студентам, что так сильно увлекает его в Осетии. «У меня была давняя мечта побывать на Кавказе, — рассказывает Маратра. – Когда я начал работать в Мариинском театре, мне сообщили, что Валерий Гергиев из Северной Осетии. Тогда я напрямую обратился к маэстро и сказал: «Я очень хочу там что-то сделать». Но дирижёр просто развернулся и ушел. Ничего не сказал. Каждый год я ему напоминал о своей просьбе».
Но удача улыбнулась Маратра. «Однажды Лариса Гергиева, художественный руководитель «Академии молодых певцов» Мариинского театра, мне сказала: «Почему бы вам не поехать во Владикавказ?» Не раздумывая, я моментально ответил: «Вперед!», — рассказывает режиссер. – Сюда я приезжал неоднократно. Тогда Лариса Абисаловна предложила мне поработать с труппой актеров Дигорского театра. Это был мой первый шок».
Ален Маратра объяснил, что в руки ему попали не совсем актеры. «Я их просил подвигать рукой. И они начали выполнять это простейшее движение так, будто они деревянные. Даже страшно вспомнить, как они это делали. Я спросил их: «Что происходит?», — воскликнул француз. – И вдруг произошло чудо: все актеры начали играть».
После того, как лед тронулся, Лариса Гергиева обратилась с просьбой к Маратра создать постановку французского автора Мольер. «Так и родился «Дон Жуан» в Дигорском театре», — объяснил режиссер.
Зрителей завораживали как и истории Маратра, так и сам французский режиссер. Внешний вид театрального деятеля заставлял студентов мило улыбаться. Красные ботинки в сочетании с желтыми носками, горчичный пиджак и ленточка, раскрашенная в цвета флага Осетии, элегантна вложенная в карман верхней одежды – так выглядел иностранный режиссер. Легкий французский акцент вперемешку с красноречивым английским еще больше восхищал слушателей.
Ален Маратар рассказывал, с чем он столкнулся во время первого приезда в Северную Осетию. «Один экскурсовод меня пригласил к себе в кабинет. Как он пояснил, «посидеть в чисто мужской компании». Мы сели за стол. Но была одна проблема – вокруг лежали человеческие кости, — вспоминает режиссер. – Но экскурсовода это не смутило – он раздвинул останки людей, поставил на стол водку и положил конфеты. И первое, что произошло после этого – это тост». Французский режиссер до сих пор находится под впечатлением от этого тоста, хотя прошло более десяти лет. «Я был ошеломлен. Все вокруг будто бы остановилось, и моментально стал думать обо всем, что меня окружает. Первый тост был о Боге, — продолжает рассказывать Маратра. – Я могу сравнить это с посещением литургии. Было ощущение, будто происходила месса».
Несколько часов спустя с французским режиссёром случился еще один запоминающийся момент. «С экскурсоводом был еще один мужчина, но он выглядел намного моложе. И вот этот парень взял стакан и начал петь. В этот момент я уже был не на земле, а намного-намного выше», — завораживающе рассказывает Ален Маратра.
Французский режиссер оставил после своего выступления восхитительный шлейф ярких воспоминаний, в которые хочется возвращаться снова и снова. Браво, маэстро!