>
«Батальонъ» на французской земле

«Батальонъ» на французской земле

Мы и мир

Со второе по одиннадцатое октября в Лионе прошел первый фестиваль России «Русские сезоны». В рамках этого фестиваля был представлен фильм «Батальонъ» режиссера Дмитрия Месхиева.

 

 

Выбор событий, ставших сюжетной основой, необычен для русского кинематографа: 1917 год, Первая Мировая война, Февральская революция. Тема Первой Мировой войны со времен Советского Союза упорно избегается: в сознании большинства людей это нелепая и бессмысленная страница в истории России. Однако сценаристы посчитали нужным напомнить зрителям о трагических событиях того периода и, в первую очередь, о мужественности и героизме людей, пытавшихся отстоять свою землю.

 

 

 

Кратко сюжет фильма можно представить следующим образом: близится к концу Первая Мировая война, и русская армия находится в состоянии абсолютного морального разложения. Русские солдаты не хотят воевать, поскольку новая власть — большевики – призывает к миру с Германией, а немцы в свою очередь подкупают солдат шнапсом. Именно в это время Временное правительство издает приказ о формировании женского «Батальона смерти» под командованием Марии Бочкаревой с целью «поднятия боевого духа» русской армии. Женщины-добровольцы в ходе подготовки и затем на поле боя проявляют настоящий героизм и становятся примером храбрости и стойкости, тем самым заставляя мужчин вспомнить о своем долге перед Родиной и вместе с ними вступить в бой с врагом.
Казалось бы, идея хороша и, главное, достоверна (создание женских батальонов – реальный исторический факт), однако фильм вызывает смешанные чувства.

 

 

Нельзя не отметить достоинств картины. Из внешних – это прекрасные костюмы, декорации и замечательная музыка. Благодаря им зритель ощущает себя погруженным в ту далекую эпоху. Неплохой актерский состав, из которого хочется особо выделить Марию Аронову, великолепно сыгравшую роль Марии Бочкаревой. Также я бы хотела отметить тот факт, что фильм не может оставить зрителя равнодушным: к горлу то и дело подкатывает ком, когда видишь издевательства над женщинами, а когда героини погибают, чувство жалости охватывает полностью и не отпускает до конца фильма. Картина, умеющая вызвать эмоции, безусловно, достойна уважения. Особенно впечатляет финальная сцена, когда женщины понимают, что скоро погибнут, но последующие события не показаны. Недосказанность этой сцены – удачный прием, он оставляет зрителя с ощущением безмерного сочувствия женщинам-солдатам. На мой взгляд, это лучший момент во всем фильме.
Однако все вышеперечисленное – это, скорее, оболочка фильма.

 

 

А что будет, если развернуть эту красивую обертку и обратиться к главному – к смыслу, идее, характерам героев?
Будет типичный голливудский боевик с его основным элементом – экшном (даже само слово в русской транскрипции выглядит странно). К сожалению, в фильме я не увидела ни одного прорисованного персонажа; даже Мария Бочкарева похожа больше на куклу, чем на мыслящего и чувствующего человека. Были какие-то попытки рассказать истории некоторых героинь, но зачастую они прерывались на полуслове. Совершенно непонятны мотивировки персонажей: например, почему женщины идут на верную смерть? Можно говорить о патриотизме, о желании защитить свою страну и т.д., но это очень неубедительно; все-таки живые люди склонны сомневаться, метаться, переживать, но в этих женщинах мы не видим ни капли сомнения – этакие машины для убийства. Или почему солдаты на протяжении всего фильма упорно не хотели воевать, а в конце готовы были погибнуть в бою? Как-то очень искусственно персонажи становятся положительными.
Наверное, создатели фильма хотели показать, что женщинам на войне не место. «Наверное», потому что показано это весьма неубедительно. Если сравнивать «Батальонъ» и прекрасный советский фильм, где также освещается эта тема — «А зори здесь тихие…», то первый, безусловно, проигрывает. Почему? Все по той же причине: героини фильма «А зори здесь тихие…» живые, у каждой есть своя история, каждая оказалась на войне неслучайно. В итоге зритель искренне привязывается к ним, и гибель каждой – это большое потрясение. Смерть героинь «Батальона» тоже вызывает ужас, но это, скорее, ужас смерти как таковой, а не гибели конкретного персонажа, ведь невозможно переживать о судьбе героя, который представлен плоско, статично. К сожалению, создатели фильма «Батальонъ» не дали зрителю возможность полюбить героев.

 

 

 

После просмотра я еще больше убедилась в том, что лучшие фильмы о войне были сняты в Советском Союзе. «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Офицеры», «В бой идут одни старики» — в этих фильмах нет красочных голливудских сцен, нет пафосных патриотический речей, нет чрезмерных эмоций. Но они остаются в памяти потому, что персонажи от начала и до конца искренни (благодаря прекрасной игре актеров): зритель вместе с ними будто проживает целую жизнь. И еще очень важное качество: советские фильмы о войне пропитаны гуманизмом, их цель – показать, что война – это страшно, жестоко и бесчеловечно, что она не должна больше никогда повториться. Эта мысль, которую, я уверена, хотели донести и авторы «Батальона», к сожалению, теряется на фоне грандиозных баталий и пафосных диалогов.

 

 

Несмотря на все вышесказанное, я все-таки советую посмотреть фильм «Батальонъ», чтобы вспомнить о таком этапе истории России, как Первая Мировая война, оценить прогресс русского кинематографа, получить заряд эмоций…
…А потом пересмотреть «А зори здесь тихие…».

 
Текст: Елена Каплан
Фото : Роман Ипатов

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×