>
Нам доверена память

Нам доверена память

Длинные истории

Что заставляет подростков и взрослых приезжать на место боёв Великой Отечественной каждый год? Почему, невзирая на дождь, поисковики идут на коп и часами работают на болотах? Как проходит и сколько ещё лет будет продолжаться «Вахта памяти»?

 

 

 

Поисковое движение России создано 8 лет назад. Оно объединяет 45 тысяч поисковиков из 82 регионов нашей Родины. В 2020 году я тоже стал поисковиком. Опытные взрослые и начинающие участвовать в движении подростки ежегодно становятся участниками «Вахты памяти». Как боец Костромского городского отряда «Харон» и я участвовал в двух международных вахтах «Западный фронт. Варшавское шоссе».

 

 

 

Поднимать павших бойцов – дело трудное, но благородное. Отправляясь на вахту, ты думаешь о подъёме «своего» бойца, которого сможешь вернуть из небытия. Мечтаешь о медальоне, который будет при нём, и уже мысленно видишь семью, которая дождалась своего воина.

 

 

 

За 8 лет поисковики подняли 180 тысяч воинов, сумели установить имена и судьбы 25 тысяч бойцов. Много ли это? Да, много. Но как же происходит поиск и подъём павших?

 

 

 

Поисковый отряд подаёт заявку на участие в вахте и приезжает на место, которое уже проверено предварительно сапёрами. Военные действия закончились давно, но по-прежнему на территориях боёв находят неразорвавшиеся мины и авиационные бомбы того времени. Именно поэтому 50-ый отдельный батальон проверяет местность, где будут потом работать поисковики.

 

 

Заезд отрядов-участников «Вахты памяти» проходит организованно в один день. Именно в это время разбивается лагерь, оборудуются места общего пользования и ставятся палатки, в которых потом и живут поисковики. «Западный фронт. Варшавское шоссе» проходит во второй-третьей декадах августа и ночные температуры бывают +8+12 градусов ночью. К этим условиям надо просто привыкнуть.

 

 

 

Уже на следующий день происходит торжественное открытие «Вахты» и знакомство с отрядами-участниками. Новички начинают обучение в «Школе поисковика», потому что перед началом работы стоит повторить не только теорию поисковых работ, но и на практике освоить приёмы поиска.

 

 

Занятия проходят в полевых и палаточных (стационарных) условиях.

 

 

Через неделю ребята уверенно чувствуют себя, работая со щупом и правильно держат лопату, умеют работать с обнаруженными мелкими элементами, смогут помочь в работе антропологической палатки.

 

 

Того, кто думает о том, что в работе поисковика очень много романтики, разочарую. Поиск и подъём павших – это физически тяжёлая работа, в которой очень много приходится думать. Всеми поисково-розыскными работами на нашем фронте руководит Сергей Владимирович Шиянов — председателем регионального совета «Поискового движения России», а теперь ещё и руководитель регионального отделения военно-исторического общества.

 

 

Каждый день кто-то из бойцов отряда дневалит, обеспечивает всем необходимым поисковиков: приносит воду, дрова, следит за костром, чтобы руководитель (Любимова Ирина Валентиновна) могла приготовить завтрака и ужин для ребят, чтобы была тёплая вода для стирки одежды после возвращения с копа.

 

 

Плотно позавтракав и прихватив с собой сухой паёк и воду для обеда, мы выдвигаемся в месту проведения поисковых работ. Наша вахта проходит на Зайцевой горе, которую по-другому называют горой смертников из-за многочисленных штурмов-атак, уносивших жизни бойцов.

 

 

У Сергея Владимировича есть «чуйка» на места, в которых мы можем обнаружить павших. Особая наблюдательность и опыт подсказывают где могли быть бойцы, державшие оборону. Болота не сильно меняются со временем. Выходим на сухую площадку.

 

 

 

Здесь углубление, в котором только отойдя на дальнее расстояние можно увидеть едва приметную воронку.

 

Из воронки нужно отвести грунтовую воду, которая наполнила её.

 

Роем канаву-траншею, ждём несколько часов, чтобы вода сошла.

 

И приступаем к копу, тщательно следя за каждым предметом, который оказывается в жидкой почве.

 

Почву, откидываемую в сторону беем пропускать ещё и через специальное сито, Чтобы случайно не пропустить какие-то важные предметы.

 

Перерыв. Обед и снова за работу. Мы приехали не отдыхать.

 

 

К вечеру усталые, но довольные мы возвращаемся в лагерь. Душ, стирка, ужин, обмен новостями с другими поисковиками.

 

 

Вечернее общелагерное мероприятие: концерт, просмотр фильма, выступление агитбригады, песни и разговоры и у костра.

 

День завершен. Теперь нужно физически отдохнуть, чтобы завтра также упорно работать, поднимая павших без вести.

 

В конце смены есть особо трепетный момент: торжественное захоронение обнаруженных безымянных бойцов. Дважды я от отряда участвовал в этом. Ты держишь специальный небольшой солдатский гроб, в котором покоится чей-то предок, грудью защитивший нас – потомков от фашизма. Он отдал жизнь, надеясь что мы сможем мирно жить, учиться, влюбляться. И, может быть, он был моим ровесником, потому что именно здесь сражались подольские курсанты, чей подвиг стал известен стране после выхода одноимённого фильма.

 

 

Не спеша я передаю гроб с останками солдату 50-го отдельного батальона, который ставит его на ровную площадку общего захоронения. Торжественная минута прощания с воинами.

 

 

 

Некоторые говорят, что не нужно тревожить прах человека, который оказался в земле, его там и нужно оставить. Не согласен. Каждый из погибших защитников заслужил право быть похороненным по-человечески, а не брошенным в топи болота. В этом наше самое малое проявление уважения к нему. Самой большой наградой для павших, на мой взгляд, является память о них. Память, сохраненная в семьях. Память, которая не позволит забыть даты Второй мировой или Великой Отечественной, имена защитников Родины.

 

 

 

Для меня, как и для многих поисковиков, война закончится тогда, когда с фронта вернётся последний боец. Вернётся извлечённым из забвения. Будет предан земле. Мне не всё равно!

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×