Веня Д’ркин, или дары Серебряного Сендея
«А любви нет…она может быть там, где есть мир, а на войне, а на войне, то есть там, где все мы…», — это, как мне кажется, одна из самых сильных строк, мыслей в творчестве, к сожалению, ныне малоизвестного поэта, рок-барда, певца и художника Вени Д’ркина (творческий псевдоним Александра Литвинова). Сам я об этом музыканте узнал относительно недавно. Признаюсь честно, я был обескуражен, в положительном смысле, его произведениями, его удивительным исполнением и вообще непростой жизнью этого удивительного музыканта.
Александр Михайлович Литвинов родился 11 июня 1970 года в поселке Должанский, Луганской области. Казалось бы, такая обыкновенная семья: отец – директор школы, и мать – учительница математики. Но они смогли воспитать такого необыкновенного сына. Хотя кажется, ему было дано свыше больше, нежели от родителей. С 7 лет Саша Литвинов уже пишет стихи. С 12 лет он рисует и пишет картины маслом, учится играть на гитаре. Уже через 2 года руководит школьным ВИА. Не имея никакого музыкального, художественного и актерского образования, Веня позже поразит публику недюжинными творческими способностями. Так же довольно-таки нелепо и по-своему мило происходит его знакомство с будущей супругой, Полиной (Пэм), в буфете в очереди за квашеной капустой осенью 1991 года в Луганском сельскохозяйственном институте.
Весной 1993 года выступает на фестивале «Рок против наркотиков», переезжает в поселок Новолуганское. А ровно через год женится на Полине (Пэм). 12 декабря 1994 у них рождается сын Денис.
Удивителен еще один факт. Как говорят: «У Бога на каждого свои планы». Но мне кажется, у этого человека были свои планы на жизнь. За 5 неполных лет концертной деятельности, он смог стать достаточно известным и выбиться на верхушку столичного андерграунда того времени. И в самом деле, его стихи – своеобразная консистенция традиционных мотивов бытовой философии и чего-то нового, что привнес именно он. Как я упомянул, в песнях Вени Д’ркина имеются черты русского фольклора, например, перед песней «Фома» музыкант читает что-то вроде заговора:
На море-океане, на острове Буяне,
На полой поляне светит месяц ясный на осинов пень.
Около того пня ходит волк зубатый,
У него на зубах весь скот рогатый.
Месяц-месяц, золотые рожки, притупи ножи,
Расплавь пули, измочаль дубины,
Напусти страху на зверя и на человека,
Чтобы они волка серого не брали
И шкуры серой бы с него не драли.
Творчество Александра Литвинова настолько многопланово и разнообразно, что количество метафор, эпитетов и иносказаний одолевает здравый смысл текста. Из-за этого многие люди не воспринимают его произведения всерьез. И я отчасти их понимаю. К примеру, в песне «Матушка игуменья» есть такие слова: «На мельнице хозяин-мельник Егор. Раз в сто лет, раз в сто лет он выходит во двор, чтобы выкурить свой «Беломор». Но этим стихотворным чудачествам есть свои «оправдания». Во-первых, Вениамин Д’ркин известен, как поэт-сказочник. Соответственно, и песни у него представляют собой сказочные сюжеты. В 1999 году он записывает свой последний альбом «Тае Зори», который включает в себя по большей части сказочные истории, а также несколько песен.
Творчество Вени Д’ркина, его внутренняя философия (судя по произведениям), мировоззрение произвели на меня неизгладимое впечатление. И я считаю ужасной несправедливостью, что имя этого музыканта было забыто. Ведь музыка, любая музыка, так же как и поэзия, не может быть проанализирована и просчитана. Её нужно чувствовать и осознавать. К сожалению, а может быть и к счастью, мозг нам здесь не поможет…
21 августа 1999 года Александр Литвинов скончался в возрасте 29 лет в городе Королеве, Московской области, несколько лет сражаясь со страшным диагнозом – лимфосаркома. С 1988 по 1999 написал более трехсот песен , только половина которых была издана. В память об этом музыканте проводятся ежегодные фестивали ДрФест, Вестень Свят Лета и Венечкина радуга.
Р.s. В моем понимании, жизненное кредо Вени и своеобразное напутствие заключается в одной мелодичной песне «Серебряный Сендей». До сих пор никто не смог инфицировать, кто или что же такое этот Сендей. У меня есть версия, что «Серебряный Сендей» – это отождествление такого чувства, как Добро, которое люди должны беречь, сохранять в себе, несмотря ни на что, ибо лишь Добро может вернуться Добром.
И совсем не пропало добро.
Даже летом, когда стало тепло,
То Сендей раздавал серебро просто так, задарма,
Детворе на ура, и Сендею светло в закрома…