>
ГУЛАГ. Поминая имя твоё

ГУЛАГ. Поминая имя твоё

Проза

Тема как палка на двух концах. Ни читать, ни писать порою невозможно, когда пытаешься разобраться в теме политических репрессий. Будем думать, выдавать правду, без перегибов. Это будет первой попыткой.

 

 

 

Данный материал не создан с целью проявления конфронтации между идеями, партиями и прочими выражениями описаний различных тяжёлых тем. Спасибо.

 

 

Человек. Фигура на шахматной доске мира, не имеющая конкретной окраски. В процессе создания этого текста я много раз слышал: «Виноват Сталин».

 

 

 

С одной стороны, действительно, он знал, что система лагерей – это не просто экономическая многоходовка, благодаря которой строились заводы, железные дороги и даже судоходные узлы. С другой — мы должны понимать, что каждого врага народа лично Сталин не сажал в воронок, и не тащил всех, порой — невинно осуждённых, в подвалы НКВД.

 

 

 

«Ни шить, ни вязать, ни вышивать, ни смеяться, ни плакать, ни отойти на 10 метров от барака — за всё полагается карцер. Нас пытались превратить в идиотов, автоматов. Некоторые сходили с ума. Я отделалась неизлечимыми болезнями и навсегда испорченной нервной системой»— фрагмент из мемуаров “Воспоминание о Гулаге” поэтессы Анны Барковой, которая пробыла в отделениях ГУЛАГа порядка 20 лет.

 

 

 

Вот такая система, точнее целый архипелаг. В 1973 году в свет вышел роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», созданный на основе писем и записок жертв лагерей.

 

“Своими «Записками» я надеюсь добавить несколько штрихов к далеко еще не законченному портрету учреждения, имя которому «архипелаг ГУЛАГ»”, — напишет в конце предисловия к своим мемуарам Георгий Фельдгун, политический заключенный, профессор Новосибирской консерватории им. М.И.Глинки.

 

 

 

 

 

Помимо животрепещущих историй, в романе есть и детальное описание некоторых лагерей, находившихся в период сталинского режима на территории Новосибирской области.

 

 

 

Фрагмент из романа “Архипелаг ГУЛАГ” :

 

“ Через село Коченево (Новосибирской области) в феврале 1931, когда морозы перемежались буранами, — шли, и шли, и шли окружённые конвоем бесконечные эти обозы, из снежной степи появляясь и в снежную степь уходя. И в избы вой ти обогреться — дозволялось им только с разрешения конвоя, на короткие минуты, чтоб не держать обоза. Все тянулись они в на рымские болота — и в ненасытимых этих болотах остались все. Но ещё раньше, в жестоком пути, околевали дети”.

 

 

Вне описания остался яркий пример спецлагерей .

 

 

Один из них — ИскитимЛаг, который был расположен вблизи посёлка Ложок, в Искитимском районе

 

 

ИскитимЛаг был основан в 1929 году, поделён на пять зон: жилую, бытовую, штрафную, уголовную и политическую, и активно функционировал до 1956 года.

 

По подсчётам, представленным в книге «Ложок» священника Игоря Затолокина, в лагере погибли более 30.000 тысяч человек.

 

 

 

Что же привело к огромным жертвам?

 

 

 

Нечеловеческий труд на карьере или в сельхозчастях, который должен был искупить прегрешения перед Родиной. Религия, которая пережила нападки чингизидов и всех к ним относящихся, вынуждена была «закупориваться в бутылки» и читать Библию для неверующих.

 

 

Условия заключения – бараки по сто десять квадратов, в которых люди спали друг на друге, антисанитарные условия, и, конечно же, звери-бригадиры.

 

 

Ряды колючей проволоки и надзиратели мало кого останавливали. Время от времени происходили попытки побега.

 

 

 

Из воспоминаний охранника лагеря Ивана Кузьмича Путилова о попытке побега:

 

«За побеги из самого лагеря или карьера – расстрел на месте. В основном побеги совершали с карьера, в процессе подкопа. Былии случаи нападения на конвой. Однажды был случай побега, заключенные выкопали яму, обманом скинули охранников, забрали автоматы и убежали. Прятались семь дней в стогах сена, затем их нашли и расстреляли…»

 

 

 

При зверском отношении к заключённым, на территории лагеря существовали кинозал, библиотека, амбулатория, парикмахерская. Кто пользовался услугами – неизвестно, номинально они были.

 

 

 

Попадали в места не столь отдалённые от Новосибирска и люди большого ранга: жена Николая Бухарина – Анна Михайловна Ларина–Бухарина. Одна из первых кремлёвских дам, упавшая с олимпа, помнила многое: как женщины отрекались от мужей за свободу, как надзирательницы издевались над детьми, и чего стоила обеденная пайка.

 

 

Вот они, происки диктатуры.

 

 

Можно смело гнобить Сталина, как никого другого, и не упоминать редкие случаи прижизненной реабилитации невинно пострадавших граждан.
Лагерь просуществовал до 1956 года, до развенчания культа личности Сталина.

 

 

 

Что же осталось после?

 

Дворец культуры «Октябрь», храм в честь Новомучеников и Исповедников Церкви русской с прилегающим к нему музеем, поклонный крест в память о жертвах лагерей и заброшенный мраморный карьер.

 

 

 

Помимо лагерей на окраинах, существовали точки устрашения в центре огромного города – пересыльные тюрьмы, через которые прошли десятки известных и десятки тысяч неизвестных людей.

 

 

 

Самая известная пересыльная тюрьма города находилась на пересечении улиц Нарымской и 1905 года. Здесь погибали люди, затем тюрьму переоборудовали под психиатрическую больницу, а в наше время снесли и возвели высотку.

 

 

 

В память о центральном устрашении — одном из главных пересыльных пунктов СИБЛАГа, в Нарымском сквере был установлен памятник жертвам политическим репрессий. Камень взят за основу данного памятника, был взят с остатков вышеупомянутого ИскитимЛАГа.

 

 

 

Это у нас, а в других регионах?

 

 

В 1985 году фотограф из Калининграда, потомок репрессированных Дмитрий Вышемирский начал работу над циклом фотографий про остатки ГУЛАГа. Работа продолжалась 5 лет. Состоялась несколько выставок. После одной из выставок Вышемирского признали лучшим фотографом 1991 года по версии журнала «Огонёк».

 

 

 

Время шло, материал лежал.

 

 

 

Год назад в Новосибирске, в центре культуры и отдыха «Победа» состоялась презентация книги–альбома Дмитрия Вышемирского «Милосердия жду…» с фотографиями и текстами, которые завоевали внимание зрителей в 90-х.

 

 

 

Исходя из названия книги, понятно, что все заключённые ждали милосердия от властей, а в итоге их надежды остались лишь на страницах романов, на метрах фотоплёнки. Все эти источники — «о вечности, которая кончилась» — скажет в одном из своих интервью ребёнок врага народа, ныне историк кино — Наум Клейман.

 

 

 

В завершение остаëтся сказать: будьте добрее друг к другу! Нельзя допустить повтора ошибок прошлого, когда люди, словно первобытные охотники «рвали» своего соседа по коммуналке за лишний квадратный метр или сто граммов крупы. Помните цитату В.Г. Белинского: «надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее».

 

Спасибо.

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×