Кто писал статью?
Айселя Васильева: «Мне нравится быть наставником»
Наставник — это пример подражания, человек, который мотивирует нас делать что-то, человек, за которым мы наблюдаем. Наставник — это тот, кто учит тебя своим познаниям и не допускать ошибки, которые он допустил в прошлом.
Как по мне, на эту роль отлично подходит Айсель Васильева!
Айсель — глава SMM-отдела «ЮНПРЕСС», а также специалист по библиотечно-выставочной деятельности в Образовательном центре «Сириус».
Айселя для меня как друг — всегда поддержит, всегда выслушает и даст совет. Этот человек научил меня многому, этот человек замотивировал меня продолжать заниматься медиа.
История знакомства
Всё началось с медиаквеста «Миссия: Кунгур» 2023 года. Узнаю о нём от своего классного руководителя, были сомнения участвовать, ведь тогда я ничего не знал в медиа от слова сов-сем! Но сообщение мамы «пойдёшь?» дало обратные мысли. Написал за час до дедлайна статью о Кунгуре (пока не узнал, что сроки продлили) и отправил заявку.
Через некоторое время мой пост с конкурсной работой лайкает Айсель Васильева — это был первый знак. Вижу в паблике «ЮНПРЕСС» итоги конкурсного отбора, торопливо пытаясь найти своё имя. И нахожу в списке победителей. Радости не было предела, ведь это была моя первая статья…
10 июля начинается медиаквест. Я прихожу в Дом творчества «ДАР» и ловлю неловкость на том, что я никого не знаю. Чуть позже я полностью адаптировался, у меня была своя команда, с которой мы активно работали.
В один из дней медиаквеста я попал на мастер-класс к Айселе. Она должна была рассматривать наши конкурсные работы и показывать ошибки. Я думал о том что до моей работы не дойдёт, тут раздался голос: «А Саша Меделяну тут есть?», от удивления я поднимаю руку и открывается моя статья на экране. На удивление от Айсели я не услышал ни одного минуса в своей работе, это меня и замотивировало. С этого момента у меня появилось желание дальше развиваться в сфере медиа и продолжать посещать подобные мероприятия.
С приближением окончания квеста мы с Айселей стали чаще общаться, я даже стал её «медиасыном».
По сей день мы общаемся с ней дистанционно, а также видимся на других мероприятиях. Например, на Медиафоруме «Артек»!
Вопрос-ответ
— Как у тебя проходило детство? Какие приятные моменты были в нём и чем ты занималась до медиа?
— У меня было офигенно счастливое, комфортное, безбедное, насыщенное детство! Мама, ты у меня очень крутая, спасибо за всё!
Каждый год я ездила с родителями на курорты — причём по несколько раз в год. Кислородный коктейль, массаж, спелео-пещера — вот оно, моё детство! И библиотеки курортов, конечно.
Мне всегда покупали всё, что я хотела. Телефоны, компьютер, игрушки, книги и безделушки.
Я могла сказать, что не хочу идти в школу, и… не идти в школу!
Единственное — я часто болела, поэтому не была спортивной.
Рано научилась читать — года в три. Сидела дома и читала, читала, читала. До сих пор могу лечь с книжкой, например, утром, а отлипнуть от неё следующим утром.
Ходила в дом творчества рисовать на ткани — техника называется «батик», — делать открытки и безделушки из бисера.
Сделала однажды открытку, подхожу к проподше, показываю. Она смотрит и выдаёт: Айселя, есть такая вещь, как чувство стиля.
Ахаха. Ну после этого я как-то и перестала ходить. ЧуВсТвО сТиЛя. А ещё есть такая вещь, блин, как уважение к ребёнку.
Ещё я занималась шахматами, но бросила — не нравилось проигрывать ребятам, которые две головы ниже и на несколько лет младше. Во время пандемии вернулась к шахматам уже осознано и до сих пор иногда играю.
Обожала интеллектуальные игры. Кажется, в школу только ради них и ходила. Наш тренер Артемий Анатольевич Шестаков — самый добрый и понимающий взрослый во всей Бурятии, ну после моей мамы!
— Ты говорила, что в 5 классе ты пришла в школьную газету «и понеслось». Как ты о ней узнала и что тебя привлекло заниматься этим дальше?
— В школе я была той самой девочкой с первой парты. Девочкой, которая всегда делает домашку. Девочкой, которая всегда готова выйти к доске и раскидать. Девочкой, у которой рука сама вверх тянется.
Мне хотелось быть в центре внимания, мне хотелось заявить о себе — мы ведь перешли из младшей школу в среднюю! Надо понравиться всем учителям. Сделать так, чтобы о тебе хорошо отзывались.
Но я не умела ни петь, ни танцевать, ни быстро бегать. Так что в спортивные секции хода не было. Поэтому мама посоветовала мне развивать мозги и харизму. Здравствуй, школьная газета!
Я не могла отбить мяч, но неплохо складывала слова в предложения. Я писала. Мне нравилось видеть продукт своей деятельности: свои имя и фамилию под материалом в газете. Мой путь текстового задрота был предрешён.
Ещё у нас в Улан-Удэ проходил конкурс «Тайная орфографическая полиция». Надо было гулять по городу и искать ошибки в объявлениях. Вот тогда я прокачала насмотренность! Ни одна лишняя запятая или мягкий знак не скрылись от рыщущей 12-летки с синдромом отличницы.
Потом ещё школьное телевидение подъехало. Туда брали всех, кто мог громко говорить и не заикался. Я снялась в парочке кринжовых, но милых сюжетов.
— О каких ярких моментах можешь рассказать, войдя в медиасферу. Были твои навыки полезны в жизни, в учёбе? Какие трудности ожидали тебя?
— Медианавыки — конкретно умение публично выступать и быстро искать информацию — пригождаются вообще везде!
Вызвали ли тебя к доске, защищаешь ли ты диплом, пришла ли ты на планёрку, проводишь ли занятие — везде выстреливает.
Мой самый травмирующий опыт в медиа — это когда на четвёртом, последнем своём детском медиафоруме, я не стала медиалицом. Медиалицом стал мой друг. Самый близкий мне человек на медиафоруме. Вова Билык.
Это сейчас я понимаю, что его проект круче был. А тогда… Тогда я решила покончить с журналистикой, забила на ЮНПРЕСС и поступила на программиста. Я могу быть той ещё королевой драмы, да.
Не романтизирую бессонные ночи за созданием контента, но что-то в них есть. Что-то во всём этом есть такое, что заставляет тебя продолжать. Возвращаться.
Про момент с девятого медиафорума расскажу. Медиафорум закончился, мы раздали все грамоты, мерч и эмоции и бродили по «Артеку». Это последний день действия нашего пропуска был.
Во дворец Суук-Су зашли. И передо мной ожили картинки из прошлого: 2018, я в туалет забегаю и повторяю-повторяю свою речь для защиты медиапроекта. А потом на сцену выхожу и выступаю. После защиты ко мне мальчик из другого лагеря подходит и восторгается проектом.
И эти картинки живут в моей голове. Я уже не тот ребёнок из 2018, на дворе 2023 вообще. Передо мной пустая сцена Суук-Су и пустой зал — но я так явственно видела себя-из-прошлого, с микрофоном, с ушками этими — всегда выделиться хотела. С мечтами и планами. Киношная сцена такая.
Медийка — это жизнь моя, как бы я ни отрицала. И как бы от неё ни убегала. Медийка подарила мне ярчайшие моменты, дорогих друзей и возможность путешествовать. И дарит до сих пор.
Я рада вернуться в ЮНПРЕСС в более осознанном состоянии и быть частью медиасемьи. Даже так скажу — рада возможности расширять нашу медиасемью. Чмок!
— Передал твой поцелуй прямиком в офис «ЮНПРЕСС»!
— Впервые ты поехала в «Артек» на II Международный юношеский медиафорум в 2016 году. Какие впечатления ты получила от самого лагеря, а так же от форума?
— «Артек» и лагеря мне были безразличны. Я знала, что можно поехать куда-то со сверстниками и жить без родителей, но не хотела получать такой опыт.
А в 2015 моя одноклассница и коллега по школьной газете поехала в «Артек». На первый медиафорум, туда ещё Жириновский приезжал.
И я чуть не взорвалась от зависти: как это она едет, а я в Бурятии сижу?! И ка-ак впахала! Писала, писала, писала, аж главным редактором школьной газеты стала. И через год поехала в «Артек».
Мне не понравилось. Эти странные песни, где через каждое слово «Артек», эта синяя форма — я ж свою одежду везла! — покрывало, блин, с надписью «Артек» — я что, в секте?
Все как с катушек слетели с этим «Артеком». В кругах танцевали под артековские, блин, песни. Морские приветы кричали. Я звонила маме и жаловалась, вообще не понимала общее помешательство.
Это через два года я-одиннадцатиклассница, на своём последнем медиафоруме в качестве ребёнка, буду громче всех орать артековские песни, везде фоткаться в артековской форме и рыдать, провожая детство и «Артек».
А в 2016 мне не нравилось. Я была зажатой скептичной девочкой, которая впервые в жизни поехала в лагерь. Мне не с чем было сравнить — до этого я только ездила с родителями на курорты.
К журналистской программе у меня вопросов не было. Мне нравилось брать интервью, писать новостные заметки — я опубликовалась в артековской газете «ОстровА», заинтересовалась «ЮНПРЕСС» и влилась в медиадвижуху.
Я даже написала материал на злобу дня — заметку «Артековская лотерея» о странном способе запихивать куртки одна в другую в гардеробе — потом процесс поиска своей формы превращается в лотерею. Вернулась в «Артек» в конце 2023 — все так же запихивают куртки, получая курточного человечка. Это даже мило.
После своего первого медиафорума я стану выпускающим редактором портала, получу пресс-карту и удостоверение прессы, познакомлюсь с классными ребятами из команды — мы до сих пор общаемся, — съезжу в «Орлёнок», «Океан» и «Сириус». Влюблюсь в «Артек». И пойму, что обожаю лагерную медиадвижуху.
— Как раз о медиадвижухе. Ты была медиавожатой в «Орлёнке», а также много взаимодействуешь с детьми разного возраста. Можно заметить что дети тебя очень любят, какой у тебя к ним подход? Как найти этот подход?
— Мне проще общаться с детьми, потому что их взгляд на жизнь ещё не затуманен. Они мыслят шире, они живут не от зарплаты до зарплаты и, конечно, на их плечи ещё не упала куча ответственности и загонов.
Не хочу отпускать своё детство. Я всегда хочу оставаться ребёнком и угарать с угарных вещей!
Как найти подход к детям? Не знаю, попробуй Яндекс карты.
А если серьёзно — я всегда считала детей равных взрослым. Никогда не понимала аргумент «ну это же детиии». Дети. И что? Дети мыслят, дети чувствуют, дети хотят быть услышанными — и я готова их услышать.
Ещё я никогда не молчу, если мне нравится, что делает ребёнок. Я скажу об этом ему. Скажу об этом другим. Ведь я знаю, сколько для ребёнка весит слово взрослого — вспомним мою историю с чУвСтВоМ сТиЛя.
Мне нравится помогать. Быть наставником, делиться опытом. Понимать, что благодаря мне ребёнок улучшает навыки, узнаёт новое. Я как в детстве хочу о себе заявить — только теперь способов больше. Можно провести мастер-класс, можно набрать себе смм-команду и реализовываться через успехи своих медиадетей!
— То, как ты относишься к детям, очень мило! Интересно было узнать о твоём подходе во взаимодействии с детьми.
Кстати, как твои родители отнеслись к твоему увлечению?
— Родители всегда меня отпускали и покупали билеты — а из Улан-Удэ до «Артека» и «Орлёнка» лететь недёшево. Спасибо им!
Папа всегда такой: ну, опять куда-то поехала, окей. Увезу в аэропорт и встречу из аэропорта.
Мама сначала слушала моё нытьё о том, как мне в «Артеке» и других центрах не нравится, а потом — как я хочу туда вернуться, как я скучаю по друзьям и как меня бесит школа. Тяжело.
У меня нестрогие родители, я никогда не боялась что-либо им рассказать. Но под конец 11 класса мне приспичило ещё раз съездить в «Сириус». Вот ни спать, ни есть не могу — подавай мне литературную смену.
Я тайком подала заявку, прошла, и «Сириус» купил мне билеты. Зашла к маме и говорю: «Мам, я тут в Сочи лечу». Просто перед фактом поставила. Мама разрешила, всё было хорошо! Но вот такая забавная история осталась.
— Как ты справляешься с выгоранием и проблемами в работе. Что тебе помогает избавиться от них?
— Справиться с проблемами мне помогают две вещи:
1) Отвлечение.
Порой нужно забыть не только о проблеме, а вообще о том, кто ты такая. Пойти агрессивно гулять в другой конец города под странную музыку. Сходить в кино. Покататься на коньках и упасть двести раз за час. Ну или поспать. Закрыть глаза и открыть через 10 часов.
Дистанцироваться от проблемы, короче, переключиться. А потом со свежими силами к ней вернуться.
2) Мой друг Сёма Медовник.
Сёма. Мы познакомились в «Океане» в 2017 году, и с тех пор не виделись. Но общаемся. Сёма заканчивает магистратуру во Владивостоке
Я обычно ему звоню и плачу: Сёма, всё так плохааааа… И через 2, 10, 120 минут общения с ним у меня всё становится гораздо лучше. Ну а чтобы обобщить: друзья помогают, друзья. Вот поноешь им — они пошутят, совет дадут, мем покажут, — тебе и легче станет.
Сём, передаю тебе привет и обещаю, что в 2024 мы увидимся.
— Мы передаём огромный привет Сёме во Владивосток. И возвращаемся к медиа. Как медийщик с опытом, какой совет дашь для начинающих людей в медиа?
— Итак, медийщик, мой тебе совет. Записывай!
Твой рост будет связан с ситуациями, когда ты берёшься за то, что не совсем умеешь. Пробуй, делай. Ошибайся. Переделывай. Снова ошибайся. Снова переделывай. И с каждым разом будет чуть лучше.
У меня так было в «Орлёнке»: меня позвали работать в пресс-службу — вести паблик ВК. Я ни разу не фоткала на фотоаппарат. Понятия не имела, как делать репортажную съёмку. Но взяла фотик и пошла.
Первый раз получилось ужасно. Думала — ну всё, уволят. Не уволили! Снова фотик взяла и пошла. Через пару месяцев вообще огонь фотки делала!
— Какая твоя главная мечта? Скоро 2024 год, наверняка есть уже какие-то планы на него?
— С мечтами есть проблема: ты их себе исполняешь, а потом разочаровываешься.
В 2024 году я хочу съездить в Казань! — привет, Дамир, пойдём уже кушать чак-чак.
Увидеть редактора Максима Ильяхова, он автор «Пиши, сокращай» и главред «Кинжала» — я серьёзно, он лучший человек в интернете, уважаю его безмерно.
Встретиться с Сёмой — Владивосток, «Океан», мы не виделись с августа 2017-го.
И, конечно, встретиться со своими медиадетками!
— Желаю скорейшего осуществления твоих желаний! Заключительный вопрос. Какие у тебя любимые фильмы/сериалы/аниме и т.п.? В каких жанрах больше любишь смотреть?
— Я — амбассадор аниме и манги «Пожиратель душ». Не буду ничего говорить, просто посмотри!
— Обязательно посмотрю! Огромной спасибо за такие шикарные ответы!
Хотелось бы высказать ещё раз благодарность Айселе за то, что помогала мне в трудную минуту, поддерживала, а также ответила на мои вопросы для этого материала!
У каждого должен быть свой наставник, который будет вести только вперёд…