Новые горизонты медиаобразования / С.Б. Цымбаленко
Автор: Сергей Борисович Цымбаленко, доктор педагогических наук, кандидат философских наук, президент РОО ТО «ЮНПРЕСС»
Аннотация: Тенденции социального развития вызывают необходимость доработки задач медиаобразования, исходя из анализа современного человека и общества как закономерного развития информационно-коммуникативных процессов. Развитие средств коммуникации и способов обработки информации в социуме происходит как приращение, усиление естественных органов чувств и мышления человека вплоть до расширения его нервной системы и мозга в масштабах освоенной Вселенной – ноосферы. За последние годы сложилось новое, цифровое поколение с иным входом в мир знаний и человеческих отношений. Новая задача медиаобразования: формирование культуры юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе и при этом принимать на себя индивидуальную ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества, сотрудничества.
Ключевые слова: информация, коммуникация, медиаобразование, информационное пространство, цифровое поколение, межпоколенческий диалог, информационная целостность.
Концепции медиаобразования нуждаются в серьезном научном рассмотрении и уточнении в связи с новыми научными данными.
Распространены следующие подходы к медиаобразованию:
— охранительный, который стремится уберечь юную аудиторию от предполагаемого вредного влияния новых технологий, интернета, вызванного открытым доступом к любой информации, зависимостью от пребывания в виртуальной реальности;
— фактуально-технологический, который исходит из того, что Интернет и современные технологии – неизбежная данность, с ними приходится существовать, независимо от их пользы или вреда; основное внимание уделяется технологическим навыкам;
— образовательно-компенсаторский, в котором обосновывается важная роль средств информации, интернета для образования и социализации подрастающего поколения, предлагаются правила и нормы их использования.
У всех существующих подходов и программ медиаобразования есть существенный недостаток: они рассчитаны на подготовку к овладению ныне существующими средствами информации и коммуникации, в лучшем случае — ближайшего будущего. Программы не поспевают за стремительным развитием информационно-коммуникативных процессов общества. Во-вторых, они страдают технократическим углом зрения, в центре внимания оказывается приспособление к средствам информации и коммуникации как таковым, а не развитие человека, использующего новые технологии, его влияние на изменение общества.
Необходим иной подход, позволяющий с опережением формировать медийную культуру молодого поколения. Такой подход, при котором информационные технологии понимаются как механизмы и факторы цивилизационного процесса на новом этапе развития общества, в центре которого человек и человеческие сообщества, может быть обозначен как цивилизационный.
При этом обнаруживается, что информационно-коммуникационные процессы имеют место не только в обществе, они находятся в основании мироустройства, являются всеобщим фактором и механизмом существования и развития. Можно проследить этапы этой эволюции во всех сферах действительности.
Как отмечает Ллойд Сет, профессор Массачусетского технологического института, вся Вселенная, – это «квантовая вычислительная машина». «Жизнь, язык, люди, общество, культура – все они обязаны своим существованием естественной способности вещества и энергии обрабатывать информацию… Цифровая революция, происходящая сегодня, — последнее звено в длинной цепи революций в области обработки информации, уходящей в прошлое. Среди них – возникновение человеческих языков, половое размножение, рождение жизни, наконец, начало самой Вселенной. Каждая из них заложила основу для следующей, и все эти революции в сфере обработки информации,.. происходили благодаря естественной способности Вселенной обрабатывать данные…» [9, с. 15, 17].
Возникновение самосознающей Вселенной является закономерным процессом усложнения средств переработки информации и коммуникации.
Развитие этих средств продолжается на всех этапах эволюции общества. В отличие от животных, человек не столько сам изменяется, приспосабливается к среде, сколько преобразует окружающий мир, приращивая к себе технические устройства, которые являются продолжением, усилением естественных органов человека, включая мозг. В эту систему входят и психологические орудия от жеста, рисунка, речи до цифровых устройств, интернета, которые продолжают и усиливают нервную систему и мозг человека вплоть до расширения их в масштабах освоенной Вселенной – ноосферы, что обосновывали Тейар де Шарден и Владимир Вернадский. Это сфера ответственности человека и человечества за развитие Вселенной.
Схематически эти этапы представлены на рисунке 1.
Многие ученые исходят из того, что человеческое общество изначально было информационным и развивается как информационная целостность. С.П. Капица в работе «Парадоксы роста» обосновывает зависимость социального развития от распространения на нашей планете вида «человек разумный», от коллективного информационного взаимодействия, заложенного на генетическом и физиологическом уровне [4]. К таким же выводам приходят теоретики информационной экономики. С.А. Дятлов утверждает, что вся совокупность производительных сил общества (средства производства, предметы потребления, технология, научное знание, сами люди как носители способности к труду и потреблению) есть, прежде всего, социальные продукты целесообразной деятельности всей человеческой цивилизации, всех когда-либо живших и ныне живущих поколений людей. Между нынешними и прошлыми поколениями людей существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь. На социальной преемственности по вертикали в огромной мере базируется прогресс человечества, а преемственность по горизонтали обеспечивает объединение человечества как бы в единый сверхмозг [5]. Происходит движение общества к модели коллективного интеллекта (Моисеев, Турчин), или несколько шире — к ноосфере, сфере разума (Тейяр де Шарден, Владимир Вернадский). Почему шире? Потому что помимо человека в последнем случае включается и очеловеченный, преобразованный человечеством мир.
Можно проследить не только этапы развития способов обработки информации и коммуникации, но и закономерности этого процесса.
Рисунок 2 Закономерности информационно-коммуникативного процесса в обществе
Среди них основная закономерность: все предыдущие средства информации и коммуникации лежат в основе новых средств и продолжают свое существование в измененном виде. При утверждении новых средств обработки и хранения информации часто объявляется, что старые непременно отомрут. Однако многовековая история свидетельствует, что ни танец, ни живое слово, ни печать не исчезают, а продолжают существовать в преобразованном виде. Даже наскальная живопись имеет место и находит новую форму в граффити. Компьютер предлагает пользователям все виды медийных культур: текст, фото, звук, движущуюся картинку, мультимедиа как сочетание всех этих возможностей в одном информационном продукте.
Важно при этом учитывать значение информационных технологий в личностном развитии ребенка и становлении поколенческих особенностей. На первых этапах онтогенеза возникают и развиваются коммуникативные потребности и особенности, психологические орудия (средства) интеллекта и жизнедеятельности, формируется информационно-психологическое пространство юной личности как восприятие мира со своим «горизонтом». Коммуникативная деятельность и общение как внутриличностный, внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог становятся фундаментальными системообразующими социальными механизмами. На новой интеллектуальной основе формируются новые психологические орудия и механизмы, обеспечивающие самосознание, самооценку, смыслы жизни, самореализацию, саморазвитие личности в юном возрасте.
Развитие юного человека — это сложный процесс формирования психологических орудий информационно-коммуникативной деятельности и взаимодействия, похожий на путь развития человечества, но в ускоренном режиме. К концу подросткового возраста человек ХХ1 века проходит все стадии общечеловеческого развития средств обработки информации и коммуникативной деятельности — от жестовой до компьютерной и мультимедийной культур. Одна из них может стать определяющей в зависимости от других факторов. В соответствие с онтогенезом и социогенезом можно рассматривать поколения книжной, радийной, кино- и телевизионной, компьютерной и мультимедийной культур.
При этом обнаруживаются соответствующие уровни комплексности картин мира: а) мифологическая целостность при преобладании устно-речевого способа восприятия мира; б) разложение целого на фрагменты и логическая выводимость одного из другого, стремление к созданию единственно верной картины мира при базовости письменной культуры; в) открытая, незавершенная, многообразная и изменчивая (текучая) картина мира как отражение сетевой интернет-системы; каждая вещь мыслится как создающая собственные время и пространство, а пространство и время тотально взаимопроникают друг в друга; г) новый синтез, единство многообразного и вариативного в мультимедийной культуре.
Компьютер, какие бы опасения по его поводу не высказывались, предлагает пользователям все виды медийных культур: текст, фото, звук, движущаяся картинка, мультимедиа как сочетание всех этих возможностей в одном информационном продукте. Поэтому все больше молодых людей приобщается к письменности путем электронного письма, к книгам — с помощью виртуальных библиотек, к музыке и видео – через соответствующие виртуальные ресурсы, что выявили и наши исследования [10].
Психологические реакции современного ребенка при этом коренным образом отличаются от взрослых с их информационной культурой предшествующих этапов. Значит, и медиаобразование должно готовить ребенка к многообразной мультимедийной деятельности, помогать овладевать всеми средствами информации и коммуникации, он может и должен стать мультимедиакультурной личностью с мультимедийной средой. Сопровождение ребенка в этом процессе должно стать одним из важнейших направлений медиаобразования.
Особенностью современных информационно-коммуникативных взаимодействий Ллойд Сет считает следующее: самоосуществляющийся в коммуникативной деятельности человек, создавая значимое для других, создает значимое для себя, изменяет и творит свою личность [9]. Особенно это характерно для подрастающего поколения. Французский исследователь и идеолог медиаобразования Жак Гоне утверждает: если подростки из-за невозможности реально изменить мир высказывают свои мнения о нем, то подобное средство массовой информации становится своего рода проектом, планом изменения жизни [2, c. 101]. Когда подобные идеальные образы и проекты рождаются в информационном и других видах творчества юных авторов, возникает двойной психологический эффект: их создатели проектируют не только свое будущее, но и своей группы, поколения.
В современной антропосистеме изменилась роль подрастающего поколения в межпоколенческом взаимодействии, где ему отведена своя специфическая роль в прогрессивном обновлении социумов. Маргарет Мид обосновала, что современная цивилизация обращена в будущее, поэтому старшие в ней как бы учатся у младших [8]. Межпоколенческий диалог становится определяющей формой и механизмом социального и психологического взаимодействия поколений, к чему важно готовить подрастающее и взрослое поколения. Путь к этому – через ответственность за развитие социумов – от близких и товарищей до страны (патриотизм), планеты и космоса, становление гражданина Мира и даже Вселенной.
Определение подходов, векторов медиадеятельности и медиаобразования позволяет построить систему координат для формирования информационно-образовательного, развивающего пространства. Мы понимаем его как особую форму информационного пространства, насыщенного ЗНАНИЕВОЙ информацией. Подобная характеристика необходима, потому что процесс получения, осмысления, создания и распространения знаний, образования и самообразования не ограничивается школой, школьными знаниями. Он охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка, происходит не только целенаправленно, но и стихийно.
Психологические реакции современного ребенка при этом коренным образом отличаются от взрослых с их информационной культурой.
Это отмечает и Мануэль Кастельс в своей работе «Власть коммуникации». По его мнению, интернет «является коммуникационной материей нашей жизни, охватывая все ее сферы» [6, с. 84]. Для миллионов пользователей до 30 лет, утверждает М. Кастельс, онлайн-сообщества стали базовым измерением повседневной жизни, которые являются быстро развивающейся частью не виртуального пространства, но реальной виртуальности, взаимодействующей с другими формами интеракции в становящейся все более гибридной повседневности [5, с. 87].
Подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Это новая среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого является реальное и виртуальное общение как единая система. Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового социального пространства. Интернет-сеть и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового социального пространства.
Итак, подрастающее поколение сделало решающий шаг к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится поколенческое и межпоколенческое взаимодействие. Подростки с большим опережением стихийно уже живут по модели коллективного интеллекта, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Как показывают наши исследоваеия [10], межличностное общение со сверстниками является основным фильтром для отбора значимой информации, выступает способом экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы.
Кардинально новое явление – возможность быть независимыми от взрослых в получении интересующих их сведений. Но у детей сохраняется потребность коммуникации с референтными взрослыми.
Составляющей эффективности и успешности информационно-коммуникативной деятельности является способность брать на себя частичную ответственность за происходящее вокруг. А. Маслоу считает: «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется… [7, c. 58, 59]. Нужно быть готовыми к ежедневному и кропотливому труду выявления собственных возможностей. Ответственность становится наиболее значимой для характеристики способности личности не просто к творчеству, а к жизнетворчеству. Личности как граждане мира — это составляющая характеристики юного медиалидера. К.А. Абульханова-Славская формулирует это личностное свойство следующим образом: «Личность в процессе общения развивает способность учитывать интересы другого человека и тем самым удовлетворяет и развивает свою высшую потребность – потребность в человечности. В этом наиболее оптимальном случае личности включают в общение все богатство своих отношений к миру» [1, с. 320].
Гражданское интернет-сообщество, не признающее пространственно-временных, возрастных, национальных, классовых, государственных границ, вступает в противоречие с отношениями, в которых вынуждено жить современное подрастающее поколение.
Человек становится равновеликим историческому процессу, который ранее измерялся цивилизациями, династиями и т.д. Эта особенность определяет вектор медиаобразования: принятие на себя ответственности за тот или иной социальный выбор на основе информации и знаний.
Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов в медиаобразовании с технических навыков на обучение грамотному поиску информации, ее систематизации, этике общения. Наш опыт в этом направлении – разработка юными журналистами кодексов молодого журналиста совместно со взрослыми экспертами на сменах во всероссийских детских центрах «Артек», «Океан», «Орленок».
Итак, новая задача медиаобразования: формирование культуры общества и юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, и при этом принимать на себя индивидуальную ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества.
Именно в этом направлении возможно решение назревших проблем медиаобразования и развития медиакультуры общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль,1991. 299 с.
- Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты. – М.:ЮНПРЕСС,2000. –200 с.
- Дятлов С.А. Принципы информационного общества. — Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 – 85
- Капица С. Парадоксы роста: Законы глобального развития человечества. – М.: Альпина нонфикшн, 2012. – 204с.
- Кастельс М. Власть коммуникации. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – 564 с.
- Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 464 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
- Мид М. Культура и мир детства — М.: Наука, 1988.
- Сет Л. Программируя Вселенную: Квантовый компьютер и будущее науки. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 256 с.
- Цымбаленко С., Шариков А., Жилавская И., Майорова-Щеглова С., Макеев П. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства. – М,: Редакционно-издательский центр МГГУ имени М.Шолохова, 2013. – 108 с.