>
«Иногда всё определяет случай»

«Иногда всё определяет случай»

Длинные истории

Галина Евгеньевна Зелинская никогда не мечтала быть журналистом. Хотела стать метеорологом и поехала в Саратов на подготовительные курсы. Экзамены начались с физики. Взяла билет, села готовиться. И вдруг будто пелена с глаз спала: «Что я здесь делаю? Это не мое!» Встала и вышла из аудитории.

 

 
Более четырех десятилетий прошло с тех пор, как за отличную учебу и общественную активность она была награждена поездкой во Всесоюзный лагерь «Артек». Вернулась с массой впечатлений, которые и изложила в конкурсном сочинении. Эта работа была опубликована в районной газете «Трудовая честь».

 

 

 

 

— Что Вы можете сейчас сказать о своем первом материале?
— Когда я увидела объявление в районной газете о конкурсе сочинений, меня очень заинтересовала тема – «Где мы были, что мы видели», ведь я была в «Артеке» и эта поездка стала для меня ярким впечатлением. Но я не думала, что если я напишу что-то, то непременно буду журналистом. И сейчас, спустя много лет, я вспоминаю тот текст и понимаю, что материал был достаточно слабый. Тогда я получила за него поощрительную премию в размере 5 рублей. Но дело далеко не в деньгах. А в том, что меня заметили. Вот это было самое главное. Заметил меня тогда редактор районной газеты Константин Иванович Легошин. И в связи с этим, я хочу сказать, что очень важно, когда на твоем пути встречаются люди, которые в нужное время, в нужный момент играют важную роль в твоей жизни. Таким человеком для меня стал Константин Иванович.

 

 

 

— Значит, в журналистику Вы попали случайно?
— Иногда все определяет случай. Когда меня пригласили в редакцию, я несильно обрадовалась, ведь я даже не представляла, что это такое и что там надо делать. Сначала публиковали мои стихи, потом меня попросили написать об одном человеке. Я не представляла, как это все делается, поэтому как могла, так и писала. Работа журналиста до последнего казалась мне чем-то непонятным.
То есть, в журналистику я попала совершенно случайно на интересе к тому конкурсу и благодаря Константину Ивановичу. И когда мне предложили работать в редакции, я сначала отказалась, потому что у меня не было никакого настроя быть журналистом. Хотя я с детства писала стихи, сценарии различных праздников, но желания связывать целую жизнь с этой профессией у меня не было.

 

 

 

— Но в итоге Вы согласились на работу в редакции?
— Вернувшись из Саратова, я оказалась не у дел. Я не поступила в университет, и для родителей это оказалось в какой-то степени шоком, ведь я была одной из лучших учениц школы. Нужно было найти работу. А так как мне уже было предложено работать в редакции, я туда и пришла. Спустя некоторое время, когда я стала потихоньку привыкать к работе в газете, я начала понимать, что я втянулась, и эта работа мне нравится.

 

 

 

— Вы извлекли для себя что-то из этого жизненного этапа?
— Суть журналистики я познавала там, в редакции. И сейчас я очень часто говорю ребятам в «Пятом угле», чтобы еще до того, как прийти в редакцию и вообще связаться с журналистикой, они попытались понять, что это такое. Тогда нам этого не говорили. Я училась журналистике уже в процессе работы. Что-то получалось, что-то не получалось. А учила меня всему Мария Павловна Коновалова. Она до сих пор работает в Колышлее заместителем главного редактора. Она научила меня писать, верстать, макетировать. И когда через год она ушла в отпуск, я была на месте ответственного секретаря. Для девчонки, которая только что пришла в редакцию – это достаточно серьезно.
В принципе, те азы, которые я получила в районной газете, позднее сыграли свою роль в моей будущей работе. И сейчас я понимаю, как важно встретить в своей жизни человека, который сможет помочь, направить, отругать. То есть, должен быть наставник. Это очень важно. Сейчас для ребят я стараюсь быть тем человеком, каким была для меня Мария Павловна и Константин Иванович.

 

 

 

— Делая первые шаги журналиста, с какими трудностями Вы сталкивались?
— Я не знала, как разговаривать с людьми, о чем говорить с незнакомым человеком. В этом была главная сложность. Но, в конце концов, все приходило с опытом. А таких моментов, когда приходилось задумываться над тем, чтобы бросить журналистику, не было никогда.

 

 

 

Именно в районке состоялась первая встреча с профессиональным журналистом из Пензы. Это была Людмила Харлова. Они договорились, что Галина Евгеньевна напишет материал о развитии спорта в Колышлейском районе. Так появилась ее публикация в «Пензенской правде».

 

 

 

Журналистика – университетская специальность. Проработав в редакции два года, Галина Евгеньевна поступила в Воронежский университет. Через год вышла замуж за одноклассника Влада Зелинского. А еще через год родился первенец – Максим. Пришлось перевестись на заочное отделение.

 

 

 

Ее родители к тому времени переехали в Пензу, а Галина Евгеньевна начала работать в газете завода «ВЭМ». Редакция отличалась сильным кадровым составом, так что было у кого поучиться. И жизнь там кипела бурная, интересная.

 

 

В 90-е годы предприятия переживали тяжелые времена, было не до многотиражек. После 18 лет в заводской газете Галина Евгеньевна начала искать новую работу.

 

 

 

— Галина Евгеньевна, с чего же начиналась газета «Пятый угол»?
— Журналистика всегда была для меня взрослой журналистикой, ведь с детьми я нигде не пересекалась. Но был серьезный кризис, заводскую газету закрыли. И тут Тамара Васильевна Яхонтова, у которой за плечами было 30 лет журналистской работы в печатных СМИ Пензы и два года преподавания журналистики в межшкольном учебном комбинате, подсказала, что вакантно место редактора учебной детско-юношеской газеты «Пятый угол», и пригласила на работу. Деваться мне было некуда, и я согласилась.

 

 

 

— Ставили ли Вы перед собой какие-то определенные цели, вставая во главе редакции газеты «Пятый угол»? Чего Вы ожидали?
— С 2000 года начался звездный час газеты «Пятый угол». В 2003 мы вступили в Лигу юных журналистов России. Позднее зарегистрировали свою газету. Тогда же была создана областная ассоциация детско-юношеских СМИ. «Пятый угол» стал распространяться и в области. Основная работа по реализации программы развития газеты пришлась на первое десятилетие 21 века. Мы с ребятами объездили множество городов: Уфа, Чебоксары, Тольятти, Северодвинск, Москва… То есть, мы добились того, чего хотели: стали известны не только в Пензе и по области, но и в других городах, а интерес у ребят только возрастал.

 

 

 

— Вы часто говорите, что раньше материал, который дети присылали в редакцию, был лучше, чем тот, который они присылают сейчас. Почему?
— Потому что был неподдельный интерес к журналистике. Ребята были заинтересованы в возможности высказывать свое мнение. Ведь не было тогда ничего подобного! Высказать свое мнение по любому поводу – это было в новинку. И на волне такого интереса к журналистике и к общественной жизни в целом, ребята создавали замечательные материалы. Они не были ограничены в темах и писали о том, что их волновало. А сейчас интерес к журналистике среди подростков снизился, несмотря на то, что среди них наверняка есть те, кто мечтает посвятить свою жизнь этой профессии. Поэтому и качество, то есть, темы и язык тех ребят, которые тогда пришли, отличаются от того, о чем пишут дети сегодня.

 

 

 

— Получается, что «Пятый угол» очень важен для развития подростков и их профессионального самоопределения?
— Могу сказать, что не все авторы газеты «Пятый угол» впоследствии становятся профессиональными журналистами. Но при помощи газеты они приобретают особый опыт общения, учатся формулировать свои мысли и отражать их на бумаге. А это в дальнейшем может очень пригодиться. Юные корреспонденты пишут в газете о том, что их больше всего интересует. «Пятый угол» — это газета собственного «я». Через слово подросток может выразить не только свое отношение к действительности, но и выразить свое мнение. Своими материалами юные корреспонденты как бы спрашивают: «Я прав или не прав?»

 

 

 

— С какими целями обычно приходят дети в «Пятый угол»? Отличаются ли они от тех детей, которые пришли к Вам впервые?
— Тогда все хотели стать журналистами. Журналистский бум тех лет собирал в аудиториях комбината по 60-80 старшеклассников, жаждущих приобщиться к этой профессии. Работали в две смены. Ребята понимали, что если они ничего не будут писать, то в журналистике им делать нечего. А тогда эта профессия казалась всем новой и была «на передовой», на ней все строилось. Ну а сейчас журналистика изменилась, изменилось и отношение к журналистам. Дети живут уже в другом обществе, и они это прекрасно понимают. Хотя темы мало отличаются от тех, что были 15 лет назад, но их изложение другое. Старые материалы были свободнее, раскованнее. А новые… Такое ощущение, что ребята загоняют себя в какие-то рамки, за которые они не выходят.

 

 

— На страницах «Пятого угла» юные журналисты часто выражают собственное «я» через печатное слово. Вы даже дали название подобным материалам — «размышлялки». Но, как известно, в статьях «больших» газет такое редко встретишь. Как же можно выразить собственное мнение, не выставляя при этом свою личность напоказ и нужно ли вообще делать это, рассказывая о тех или иных событиях?
— Дети присылают такие «размышлялки», потому что они хотят высказать свою точку зрения. Во-первых, у них еще нет жизненного опыта, на основании которого они будут строить свой материал. Поэтому зачастую в таких материалах звучат только вопросы: «Почему?! Сколько можно?! Да как такое допустимо?!». И кроме эмоций и своего «фи» в них ничего нет. Но это не их вина в том, что они не пишут конкретику. Просто у них пока нет опыта. А учить их этому некому. В школах детей готовят к журналистским конкурсам учителя русского языка и литературы. И мне на такие конкурсы чаще всего присылают не публицистический материал, а школьные сочинения по литературе.

 

 

 

— «Пятый угол» — это обитель будущих журналистов или кружок, где всех объединяет одно хобби — журналистика?
— Смотря зачем ребенок сюда пришел. Но я считаю, что «Пятый угол» ни в коем случае не кружок. Кружок – это в школе. Ведь каждый год на пензенское (и не только пензенское!) отделение журналистики поступают наши выпускники. Мы даем основу, благодаря которой ребята делают выбор: связываться или не связываться с журналистикой. Было много случаев, когда дети, отучившись 3 года в «Пятом угле», шли в медицину или юриспруденцию. Мы же не только к журналистике готовим. Я всегда говорю ребятам, что умение общаться с людьми и грамотно излагать свои мысли пригодится в любой профессии.

 

 

 

— Недавно была создана электронная версия газеты, имеет ли смысл ее дальнейшее существование в печатном виде?
— Я всегда считала, что и та, и та версия заслуживают существования. Печатная форма обязательно должна существовать. Сужается только ниша на информационном рынке, но газета еще долго не исчезнет. Я помню тот день, когда меня впервые опубликовали: я летела домой, прижимая к себе газету, радостная… Компьютер – это абсолютно не то. Может, для читателей это и удобней, но для автора важно видеть свою подпись в напечатанной газете. Но я за все: пусть будет и интернет, и печатная версия.

 

 

 

— Вы также руководите Центром развития детско-юношеских СМИ Пензенской области. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Центр развития детско-юношеских СМИ Пензенской области работает по четырем направлениям: организационно-массовому, коммуникативному, методическому и профориентационному. Мы не просто издаем газету «Пятый угол» с различными тематическими приложениями, но и организуем различные мероприятия. Проводим областной фестиваль школьной прессы, творческие конкурсы для юных журналистов: «Проба пера», «Труд всему голова», деловые и познавательно-развлекательные игры: «ЮНЖУРик», «Юнкор-профи», «Юнкоровские старты»… На базе Центра проводятся пресс-конференции, творческие встречи юнкоров. Мы не забываем и руководителей школьных пресс-центров. Для них проводятся обучающие семинары, консультации.

 

 

 

— Что интереснее: работать в коллективе с профессиональными журналистами или передавать свои знания и опыт детям?
— Это абсолютно разные ипостаси. Когда я работала в районке, я набиралась опыта. Для меня это была такая же школа, какой сейчас является для ребят «Пятый угол». А работа на заводе «ВЭМ» стала замечательной журналистской практикой. Приходилось много писать, ведь мы выходили два раза в неделю. Но когда я пришла в «Пятый угол», я перестала писать. Здесь началась моя редакторская и организаторская деятельность. И это совершенно разные вещи. Я не могу сказать, что где-то мне нравилось больше, потому что каждый мой период журналистики давал определенный опыт.

 

 

 

— Профессиональный конкурс «Юнкор-профи», проводимый редакцией газеты, стал началом совместной работы «Пятого угла» и кафедры журналистики ПГПУ. Считаете ли вы эффективной совместную работу газеты и кафедры?

— Когда я работала на кафедре, я была ответственной за профориентацию. В 2002 году, когда я стала там работать, мы пропагандировали профессию журналиста. Тогда же многие мероприятия мы стали организовывать совместно с кафедрой. «Юнкор-профи» — не исключение. Уже более 8 лет проводится этот конкурс. Иван Федорович Шувалов и Татьяна Владимировна Стрыгина всегда помогают в организации подобных мероприятий, и мы стараемся поддерживать тесные контакты с ними. А Иван Федорович позволил мне открыть себя на новом уровне – университетском. Так что работа на кафедре дала мне многое.

 

 

 

 

— Не секрет, что сейчас почти в каждой школе есть своя газета. Для чего, по вашему мнению, вообще существует детская журналистика в Пензе?
— А детской журналистики в Пензе и нет! Разве что «Пятый угол». И все. Школьные газеты – это совсем другое, это не журналистика, а самодеятельная пресса. Раньше существовал «Самолет» — детское издание на базе «Молодого Ленинца», но его быстро закрыли в связи с большими затратами.

 

 

 

— Галина Евгеньевна, каким вы видите будущее газеты «Пятый угол»?

— Мне хочется, чтобы «Пятый угол» стал официальной областной газетой со своим штатом юных корреспондентов. Ведь на региональном уровне традиционной детско-юношеской прессы практически нет, эта ниша на информационном рынке пуста. Газета «Пятый угол» — на данный момент единственное СМИ, которое полноценно освещает жизнь в подростковой и молодежной среде. Ни одно из «взрослых» изданий в такой мере не отражает события, которые происходят в жизни детей и подростков. Сейчас перспектива развития «Пятого угла» туманная. Учредитель – Межшкольный учебный комбинат – не имеет средств на выпуск газеты, а будет ли издание финансироваться далее за счет областного бюджета – неизвестно. Для меня важно, чтобы значение и важность «Пятого угла» оценили, чтобы смогли использовать наработанный опыт. Другой похвалы мне не нужно.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×