>
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. ОТ РАСКОПОК К МУЗЕЮ…

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОЛЛЕКЦИИ. ОТ РАСКОПОК К МУЗЕЮ…

Читай
УХИНА ЕЛИЗАВЕТА
МОСКВА
14 ЛЕТ
О СЕБЕ:
Здравствуйте. У меня есть два главных увлечения в жизни, которые непосредственно связаны между собой. Первое – это палеонтология, второе — журналистка. Моя цель — это популяризировать профессию ПАЛЕОНТОЛОГ.

 

 

МОЯ СТАТЬЯ:

 

Еще в древние времена людей очень интересовал древний мир, его история, его обитатели.

Такие вопросы появились, когда, строя свои жилища, люди находили в земле необычные для них находки: окаменелости раковин, кости древних животных, отпечатки неизвестных растений. Люди спрашивали себя: «А какими были обитатели земли в глубокой древности, кто до нас жил на планете?» Эту проблему изучали такие великие ученые как Аристотель и Геродот. Они пытались найти свои объяснения этим находкам.

Эта проблема, также, актуальна и в наше время, для людей любящих свой край, свою страну и проявляющих интерес к сокровищам и тайнам, которые хранят недра нашей земли. Изучением древних организмов занимается наука палеонтология. Палеонтология – это наука о вымерших растениях и животных, которые существовали многие миллионы лет назад и дошедшие до нас в виде ископаемых остатков. А палеонтологи – это люди, которые помогают нам узнать и изучить древний мир нашей страны.

Несколько лет назад, проезжая вдоль берега реки Вятка, мы с родителями увидели людей, проводящих раскопки. Тогда мы не знали, что они ищут. Конечно, мы подумали, что это археологи, ведь по берегам реки было много древних поселений. Когда мы остановились и начали расспрашивать о раскопках, мы узнали, что это раскопки палеонтологические и раскапывают скелеты ящеров – парейазавров. Тогда я не знала, кто эти удивительные животные и когда они обитали. Желание узнать больше про этих животных и привело меня сначала в Вятский палеонтологический музей, а затем и на раскопки парейазавров.

В дальнейшем, желание узнать как можно больше о ящерах – парейазаврах, привело меня в Палеонтологический музей им. Юрия Александровича Орлова Российской Академии Наук в Москве. Здесь я узнала об истории музея, о существование палеонтологического практикума для школьников под руководством Диденко Марии Валерьевны. Так как у меня возникло желание узнать как можно больше о возникновении жизни на нашей планете, об удивительных растениях и животных, которые населяли землю много миллионов лет назад, я начала посещать практикум. А увидев коллекцию ящеров-парейазавров Амалицкого Владимира Прохоровича, мне захотелось узнать, как же стать настоящим палеонтологом, организовать раскопки и, конечно, найти новые окаменелости. Начав изучать жизнь Амалицкого, я поразилась его кипучей энергии, острому уму, желанию постоянно учиться самому и желанию передавать свои знания ученикам. Знания, энергия и привели его к великим открытиям. Я выяснила, что Амалицкий стал первооткрывателем палеонтологии позвоночных в России.

История Института и Музея восходит к основанной в 1714 г. Петром I Кунсткамере, в которую поступали интересовавшие царя кости и зубы млекопитающих ледникового периода, а также другие диковинные находки. В дальнейшем музей ждало много преобразований. Только в 1972 году началось строительство отдельного здания для палеонтологического музея. В 1987 году музей распахнул свои двери для первых посетителей, сердцем музея стала экспозиция ящеров-парейазавров из коллекции Амалицкого В.П.

Музей считается одним из крупнейших естественноисторических музеев мира. Экспозиция Музея включает в себя уникальные коллекции, посвященные эволюции органического мира Земли.

В 2017 году у Палеонтологического музея большой юбилей — музей отмечает свое 80 –и летие и 30 – и летие нового здания на Теплом Стане.

В ходе посещения музея, увлекательных экскурсий и занятий, я узнала также о других местонахождениях парарептилий в мире и в нашей стране. Наиболее значительная из них – Северо-Двинская галерея профессора В.П. Амалицкого. Эта коллекция стала первой коллекцией позвоночных. Именно она и положила начало коллекциям позвоночных в палеонтологическом музее. О вкладе в развитие русской науки выдающегося ученого – Владимира Прохоровича Амалицкого, я и хочу рассказать.

Владимир Прохорович Амалицкий родился в 1859 г. в дворянской семье. Окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Императорского университета в Санкт – Петербурге. В студенческие годы серьезно увлекся геологией, с которой и связал свою жизнь. Читая лекции по палеонтологии в университете, Амалицкий принял участие в экспедиции по исследованию земель Нижегородской губернии. Там он впервые нашел в данной почве окаменелости и отнес их к пермским отложениям. С этой поездки и начался увлекательный и сложный путь Амалицкого в тайны природы.

В 1890 г. Амалицкий женился на Анне Петровне Курдюмовой, которая стала для него верной спутницей жизни, помощником во всех начинаниях, соратницей и продолжателем дела всей жизни Амалицкого. Сама же Анна Амалицкая стала одной из первых русских женщин геологов и палеонтологов.

Супруги посещали разные страны, изучали флору и фауну пермского периода. Амалицкий впервые выдвинул гипотезу о схожести пермских отложений в Южной Африке и России. Его гипотеза о сходстве растений и животных Южной Африки и России, впоследствии, полностью подтвердилась. И в 1895 г. Амалицкий за свой счет организует экспедицию по берегам северных рек. В его работе «Раскопки древних позвоночных животных на севере России», написанной в 1900 году, читаем: «Для своих дальнейших исследований я избрал север России, и в частности область по течению Сухоны и Северной Двины. Здесь давно были известны наиболее юные пермские отложения. Пришлось купить небольшую лодку, нанять двух гребцов и таким образом путешествовать по Сухоне и Двине, все время под открытым небом, укрываясь под навесом лодки ночью и в дождливую погоду. Так путешествовали мы с женой каждое лето с 1895 по 1898 год, привыкли к гнусу и мошкаре, приспособились при самых скудных питательных средствах и при громадном аппетите иметь обед и ужин, …выучились под проливным дождем раскладывать костер, а при сильной буре находить на реке такие «гавани», где наша лодка была в совершенной безопасности и мы спали в ней также спокойно, как у себя дома». Первая экспедиция не принесла необходимых находок, последующие экспедиции, в которые были вложены новые знания и силы Амалицкого, оказались более удачными. На Северной Двине была обнаружена флора и фауна пермского периода. А в 1899 г. на Северной Двине удалось найти целые окаменелые скелеты ящеров. Амалицкий говорил, что изучение рептилий, найденных на Северной Двине, сможет приоткрыть тайну развития жизни на земле. Уже в 1900 г. Амалицкий представил первый смонтированный скелет ящера – парейазавра. Много лет под его руководством продолжалась работа, которая стала основой для коллекции позвоночных в России и основной коллекцией позвоночных в палеонтологическом музее. Зарубежные музеи предлагали Амалицкому финансовую поддержку раскопок, но хотели, чтобы он передал им часть собранного материала. Амалицкий же отказывался, так считал, что разнообразная и полная коллекция представляет уникальное достояние России. Он писал: «В другие научные учреждения могут быть передаваемы только гипсовые копии с этих сокровищ, но никак не подлинники».

Амалицкий собрал самую богатую в мире коллекцию ископаемых пресмыкающихся. Большая часть окаменелостей в этой коллекции принадлежит парейазаврам, кости которых были обнаружены в очень плотных окаменевших конкрециях, в отличии от костей котельнических парарептилий, которых можно выкопать из мягких глин.

Парейазавры — это неуклюжие крупные животные, величиной с небольшого быка, с очень широким черепом. Верхние и нижние челюстные зубы служили для срезания и обкусывания сочных растений, но не для жевания; вид «терки» придавало нёбу расположенное на нем большое число мелких зубов, но неясно, могли ли они служить для измельчения пищи. Бросается в глаза массивность позвоночного столба, большие пояса конечностей и сами конечности с почти горизонтальной постановкой плеча и бедра; лапы снабжены приплюснутыми сверху вниз относительно короткими пальцами с небольшими фалангами, похожими на копытца; хвост короткий. По наличию характерных костных щитков, покрывавших их туловище, северодвинские парейазавры были выделены в особый род, получивший название скутозавры (от греческого «скутос» — кожа, щит). Некоторые учёные полагают, что парейазавр мог вести полуводный образ жизни и что, по особенностям строения черепа (череп был без височных окон) парейазавры являются далекими предками черепах.

Амалицкий писал: «Особенно интересны парейазавры. Их громадные скелеты, облеченные каменным чехлом, производили грандиозное впечатление. Особенно резко выделялись их громадные головы с выступающею вперед полукруглою мордою, окаймленною с боков громадными спускающимися вниз скулами-щеками, украшенными… причудливыми выступами, с передними челюстями, усаженными в виде частокола ровными, красивыми, хорошо сохранившимися, обыкновенно черного цвета, блестящими зубами. Большинство скелетов парейазавров лежали навзничь». Раскопками на Северной Двине было добыто

около десятка полных и почти полных скелетов. Кроме скелетов взрослых животных, найден скелет маленького парейазавра, а также хищных саблезубых иностранцевий.

В 1917 г. русская наука понесла невосполнимую утрату, Владимир Прохорович умер. Анна Петровна Амалицкая продолжила дело мужа. В 1920 г. коллекция из Варшавы была перевезена в Петроград, в дальнейшем, в Москву, где она и стала одной из основных коллекций положивших начало экспозициям позвоночных в палеонтологическом музее. Эту коллекцию можно увидеть и сейчас.

Находки Владимира Прохоровича Амалицкого на Северной Двине являются бесценным национальным богатством нашей страны. В настоящее время Северодвинская коллекция является не только основным отделом музея, но и лучшей коллекцией такого рода в мире. Амалицкий внес огромный вклад в основание и развитие палеонтологии в России, а наше основное дело – учиться и продолжать узнавать неизведанное!

26 февраля 2005 году на правом берегу Малой Северной Двины над местом раскопок В.П. Амалицкого был установлен памятный знак. Текст на нем гласит: «В 1899 году здесь проводил раскопки выдающийся русский геолог и палеонтолог Владимир Прохорович Амалицкий (1860 — 1917 гг.) Найдено множество остатков древних рептилий, земноводных животных пермского периода, живших около 240 млн. лет назад. Некоторые были названы: двинозавр, котлассия. Результаты раскопок имеют мировое значение».

Реконструкции животных, выполненные в натуральную величину, позволят испытать необычное чувство единения с миром, который ушёл в небытие в результате глобального экологического кризиса, потрясшего планету в конце пермского периода. Но многие животные выжили и дали начало новой жизни уже в последующую эпоху — эпоху господства динозавров…

Вот так от случайно увиденных раскопок я пришла сначала в музей, затем на занятия в палеонтологический практикум и, самое главное, я пришла к желанию изучать и узнавать как можно больше о возникновении жизни на нашей планете.

Возможно, кто-то из вас выберет для себя профессию – палеонтолог! Удивительный мир ящеров и динозавров до сих пор скрыт от нас под толщами земли и вас ждут удивительные открытия и находки!

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×