Посмотрите на театр вместе со мной
27 марта во всем мире отмечается Всемирный день театра. Этот праздник деятелей театрального искусства традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
В наши дни важно понимать, что искусство призвано служить во благо мира на всей Земле. К.С. Станиславский говорил: «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
Именно чувства и мысли актёров и зрителей должны быть всегда связаны тесной невидимой нитью понимания. Театр начинается там, где есть зритель. Сколько радости, восторга, переживаний, понимания зла и добра он даёт нам! А помните ли вы свою первую встречу с театром, то ощущение чуда при звуках из оркестровой ямы, когда перед вашим взором открывается занавес, и актёры оживают на сцене?
Мне несказанно повезло! Моё знакомство с настоящим театром состоялось в четыре года. Это была оперетта «Красная Шапочка» в пятигорском театре. До сих пор помню то внутреннее волнение, когда мы с мамой входим в огромный зал с отливающими ярким светом люстрами, мягкими креслами, балконами и золочёными кулисами, за которыми скрывается какая-то тайна. Медленно гаснет свет, и моё сердце замирает от ожидания чего-то невероятного. В те мгновения я чувствовала себя принцессой в сказочном дворце.
На следующий год мне посчастливилось вновь попасть в этот удивительный мир под названием «театр» на балет «Щелкунчик». Моя пятилетняя душа была поражена яркостью костюмов и декораций, количеством людей на сцене, сложностью каждого их движения. Грациозные балерины в белоснежных пачках казались тогда неземными созданиями. Мне очень хотелось так же легко танцевать на пальцах в волшебных башмачках-пуантах. И сейчас я понимаю, что именно в тот день во мне зародилась любовь к танцу.
Уже позже посещение театра стало вызывать не детский восторг, а поиск смысла в каждом слове и действии актёров. Я ставлю себя на их место, проигрываю роли вместе с ними. Иногда, во время спектакля, ловлю себя на мысли, что я уже вовсе и не зритель, что нахожусь по другую сторону оркестровой ямы.
Наблюдая происходящее на сцене, я всё больше понимаю, что могу увидеть со стороны свою и чужую жизнь, переосмыслить многие её моменты. Я считаю, что театр — это особое место. Здесь человек находит в героях пьесы себя, переживает чувства персонажей как свои собственные. Зрителя окутывает особая атмосфера. Он каждой клеточкой тела чувствует и радости, и горести, и восторг, и страх.
Однажды, вернувшись из театра, я вспомнила строки Уильяма Шекспира:
«Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…»
Они натолкнули меня на мысли: «Все мы по своей сути бываем и зрителями, и актёрами». Ведь в жизни кто-то играет роль доброго и наивного человека, а кто-то — жадного и корыстного злодея. Есть люди, которые скрываются под «театральной маской». На вид они улыбчивы и веселы, но под маской лицо, окутанное тысячами проблем. Другие же скрывают ранимого и слабого человека, а на деле выставляют себя сильными и независимыми.
Я слышала выражение «Театр не боится времени». Наверное, так и есть! Ведь из глубины веков театр несёт зрителю историю народа. И подтверждением этого стала история любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо из далёкого 1806 года, поведанная Алексеем Рыбниковым в рок-опере «Юнона и Авось», которую я имела счастье видеть на сцене Ростовского государственного музыкального театра. Она достойна восхищения во все времена, так как от начала и до последнего момента пронизана великой любовью, которая могла изменить карту мира, патриотизмом и самоотверженностью во славу Родины. Самые яркие и незабываемые впечатления я получила в начале спектакля, когда мрак на сцене смог донести до зрителя отчаяние и ужас человека, потерявшего жену. Отблеск мерцающих свечей, постепенно появляющихся из темноты, символизировал надежду на будущее. Световые спецэффекты, простота, но в то же время гигантский масштаб декораций, сочетания чёрного, белого и красного цветов костюмов действующих лиц – всё это способствует восприятию той среды, в которой происходят события, передавая характер действия и замысел всего спектакля. Особого моего внимания и восторга заслужила новая музыкальная редакция оперы в сопровождении симфонического оркестра.
Сегодняшняя публика театра – это аудитория кинематографа, телевидения и интернета. Поэтому очень важно научить молодое поколение быть отзывчивыми, понимать сущность посыла, идущего со сцены, ценить театр, как культурное наследие России.
Для каждого театр свой. Для меня он – мир, который учит любить, понимать, ценить. Это праздник для души, ума и сердца.
ФОТО: А.Вербицкая, Т.Вербицкая