>
Ночь, улица, фонарь, …памятник!

Ночь, улица, фонарь, …памятник!

Юношеская газета

Вы когда-нибудь наблюдали за рождением… памятника? Нет? А мне повезло: недавно я был свидетелем того, как в центре моего родного зимнего Санкт-Петербурга в течение двух месяцев «с нуля» был воздвигнут памятник, наверное, самому петербургскому поэту — Александру Блоку.

 

 

 

В начале ноября в скверике на углу Английского проспекта и улицы Декабристов появилась глубокая прямоугольная яма. Вскоре рабочие засыпали её дно песком с гравием.

 

 

 

Примерно через неделю в четырёх углах этого котлована я заметил арматуру — тонкие металлические прутья, которые потом до самого верха залили бетоном. Спустя десять дней на этом месте возвысился гранитный постамент, обмотанный самоклеящейся плёнкой. На той его части, которая обращена к Английскому проспекту, можно было разглядеть высеченную лаконичную надпись: «Александру Блоку».

 

 

 

Прошла неделя-другая, а постамент всё пустовал. Не удержавшись, я даже измерил его рулеткой: оказалось, что длина основания будущего памятника два с половиной метра, высота — 56 см, а ширина — 83 см. Я старался как можно чаще приходить в этот скверик, чтобы не упустить ни одной важной детали рождения памятника. Мне это было несложно, ведь и мой дом, и моя школа №235 имени Дмитрия Шостаковича находятся совсем недалеко — на набережной реки Пряжки.

 

 

 

И вдруг совершенно неожиданно для меня 19 декабря бронзовый Блок вдруг появился на пьедестале. Предо мной предстала скульптура, покрытая большим чёрным пакетом, который сверху донизу был замотан скотчем, — видимо, чтобы сохранить втайне вид только что рождённого памятника от мечтателей побыстрей увидеть очертания застывшего поэта. Но я их сумел разглядеть! Он стоял во весь свой почти 4-х метровый рост в застёгнутом пальто, наклонившись вперёд примерно на 75 градусов: создавалось впечатление как будто поэт, погружённый в свои мысли, с усилием идёт против сильного петербургского ветра.

 

 

 

Вообще в своих околофилософских сочинениях творец, вдохновивший современного скульптора, кажется, нарочито часто обращался к яростному и мятежному образу ветра.

 

«Я стою в тени портала,
Там, где дует резкий ветер,
Застилающий слезами
Напряжённые глаза».
Или
«Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!»

 

 

 

В тот вошедший уже в историю Петербурга день, шестого января, за пару часов до торжественной церемонии я, как будто предчувствуя знаковое событие, прошёл мимо бронзового поэта и обнаружил, что с него уже сняли чёрный огромный пакет. На самом же открытии памятника присутствовало не очень много петербуржцев. Среди них был и губернатор Северной столицы Александр Беглов, который в своей речи назвал Блока самым петербургским поэтом и возложил к подножию монумента букет бордовых роз.

 

 

 

Скульптор этого необычного памятника — Евгений Ротанов, а его архитектор — Иван Кожин. Их высеченные на основании памятника фамилии я вскоре заметил, внимательно приглядевшись. Интересно, что Евгений Ротанов не впервые обратил своё внимание на образ известного русского поэта: к 100-летию литературного дебюта Блока (в 2002-м году) он создал свой первый памятник любимому поэту. Его можно увидеть во дворе филологического факультета СПбГУ: тот невысокий Блок стоит на узком гранитном постаменте в пиджаке, и обе руки также вытянуты вдоль тела.

 

 

 

Новый петербургский памятник Александру Блоку окончательно родился в морозный рождественский вечер прямо как подарок на Рождество! И любой почитатель его бессмертного творчества может прийти сюда с цветами. Самый известный поэт Серебряного века навечно замер почти напротив музея-квартиры Александра Блока, в доме № 57 по улице Декабристов, где он прожил последние девять лет своей трагической короткой жизни и где умер. Теперь, когда я каждый раз прохожу мимо бронзового Блока, всегда останавливаюсь и подолгу смотрю на поэта, представляя, как именно на этом месте он мог, гуляя, сочинить строки не одного своего гениального стихотворения.

 

 

 

А ведь почти ничего не изменилось в этом скверике на углу Английского проспекта и улицы Декабристов с начала прошлого века, как и предвидел поэт в своём известнейшем стихотворном шедевре, который, возможно, был сочинён прямо здесь осенней порою ровно 110 (!) лет назад:

 

 

«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь».

 

 

Теперь, когда я прохожу мимо гигантского бронзового Блока, всегда останавливаюсь и долго смотрю на поэта.

Фотогалерея

Комментарии (0)
×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×