«Храм всех религий»
Одно из самых удивительных, на наш взгляд, мест Татарстана находится в посёлке старое Аракчино, в 11 километрах от Казани. Этот уникальный культурный центр называют Вселенский храм. Но это не просто храм какой-то одной веры, здесь каждый зал рассказывает про историю и традиции разных религий. Всё это придумали и построили братья-художники Ильдар и Ильгиз.
Одно из самых удивительных, на наш взгляд, мест Татарстана находится в посёлке старое Аракчино, в 11 километрах от Казани. Этот уникальный культурный центр называют Вселенский храм. Но это не просто храм какой-то одной веры, здесь каждый зал рассказывает про историю и традиции разных религий. Всё это придумали и построили братья-художники Ильдар и Ильгиз.
«Вот я по рождению мусульманин, по профессии – православный иконописец, а в душе я – йог и буддист», — отвечает на мой вопрос по поводу веры один из создателей Храма Ильгиз Ханов.
Когда-то давно на этом месте был родной дом семьи Хановых, который построили ещё в 1955 году. Но однажды захотелось, чтобы здесь было что-то большее, чем дом.
«В этом месте родился в 1948 году. Это были послевоенные годы, дом был маленький такой. Это сейчас он разросся. У меня было 4 брата и три сестры. Папа был хороший и добрый. И мама была удивительная. У всех мамы хорошие, я не видел плохих мам», — рассказывает мне Ильгиз.
Это была удивительная творческая семья, к тоже же ещё и дружная. Здесь было принято много трудится и помогать друг другу. Так, например, воспитанием младшего брата Ильгиза во многом занимался старший – Ильгиз.
«Мой брат забрал меня в Москву в 15 лет. И всему, что я умею, я научился у брата. Мы учились в одном Суриковском институте у Грицая Алексея Михайловича. И у нас была возможность работать, копировать, ходить на лекции. В 15 лет попасть в лучший вуз России – это не всем дано», — продолжает Ильгиз рассказ о своей жизни.
Братья получили отличное художественное образование в Москве, а потом вернулись в родной дом. Идея построить Храм всех религий пришла неожиданно. Старшему брату Ильдару в начале девяностых приснился сон, где ему явился Иисус и повелел строить Вселенский храм, на что Ильдар ответил, что у него нет денег на строительство. Иисус сказал: «Ты начни строить, люди поверят в тебя, и придёт помощь». Так началась история одного из самых необычных зданий Татарстана.
«Начинал строить я, потом 20 лет строил мой брат. И вот сейчас ввиду того, что брат ушел и дом остался без хозяина, продолжаю я делать это дело», — рассказывает Ильгиз, а сам в это время подбирает краски для хоста с херувимом.
Так что же это за место такое? Храм? Музей? Культурный центр? Ильгиз говорит, что это неважно. Скорее это попытка через творчество показать многообразие этого мира, единство и уникальность каждой культуры и религии.
«Самая главная религия – это человеческий ум, который может завезти человека в любые дебри. Если у человека есть ум и сознание, то он никогда не забредет в пустыню», — считает Ильгиз.
По проекту здесь должны появиться 16 куполов, как символов разных мировых верований. Здесь будут церкви, мечети, синагоги… но не для того, чтобы молится, а как единый храм всех религий, где можно со всеми познакомиться и понять, что ближе тебе. Сегодня пока работает 7 залов и постоянно идёт строительство новых. Впереди ещё много работы.
«Сейчас заканчивается зал Шивы. А еще нам предстоит самый трудный участок. Нам предстоит сделать зал народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов, башкир. Это у меня такая задача.
Еще будет один зал под открытым небом «Язычество России». Мы все вышли из язычества. Там были интересные божества. Они жили в течении 10 тысяч лет. Оставили после себя огромную культуры», — ни на секунду Ильгиз не перестает писать свою картину, при этом рассказывает и рассказывает, о себе, о храме, о планах на будущее.
Строительство продвигается долгие годы, всё делается на чистом энтузиазме, финансирования и поддержки нет совсем, а вот вредителей и завистников хватает. Пять лет назад здание подожгли. В пожаре погиб управляющий, были уничтожены последние из картин Ильдара, рукописи, личная библиотека.
«Первое, что я сделал после пожара – это восстановил все картины брата. И потом начал делать зал за залом», — с болью в голосе делится мой собеседник.
Сейчас здесь проходят благотворительные концерты, выставки и мастер-классы. В планах — художественная школа для детей и гончарная мастерская. Но главная мечта художника – создать здесь уникальный собственный мир абсолютной гармонии, без конфликтов и войн. Мир, где разные верования и учения будут дополнять друг друга и объединять людей.
«Для счастья нужен ты и горсть риса. А еще вера в Бога. В того, который у тебя в сердце», — уверен Ильгиз, и я с ним полностью согласна.
Выхожу их Вселенского храма уже совсем под вечер, на улице мороз, где-то рядом топится печка, и в воздухе пахнет так хорошо дымом и свежестью, снег хрустит и удивительно легко и спокойно.