«Барышня-крестьянка» как отражение Пушкинского духа
В 1995 году такой режиссер, как Алексей Сахаров, экранизировал знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка», то бишь “русских Ромео и Джульетту”.
Хоть и фильм снят во времена после распада СССР, он абсолютно не советский. Сахаров “романитизирует” дореволюционную Россию, осовременивает персонажей, например Лизу Муромскую, главную героиню, которой наскучил образ жизни барской семьи. Она встречает жизнелюбивого и добродушного Алексея Берестова, который приехал в соседнее имение позабавиться с дворовой молодежью. Под видом крестьянки Лиза решается познакомиться с ним. Однако семьи враждуют и не желают видеть друг друга. Поэтому молодой девице приходиться каждый день просить Настеньку, свою прислугу, прикрыть её на время тайной встречи в лесу с заветным другом. Как оказывается позже, персонажи влюбляются в друг друга и это становится их рутинным распорядком.
Своим фильмом Алексей Сахаров старается воссоздать «Пушкинский дух», в каждом из персонажей переплетает знаки судьбы Александра Сергеевича, режиссёр вводит интригующие линии.
Природа фильма боготворная. Вечное юное лето, романтичные пейзажи характеризуют взаимоотношения между нежной Лизой и оптимистичным Алексеем. Особенно я выделила для себя продолговатую светлую осеннюю аллею в конце фильма, показывающую дальнейший путь героев, такой же лучезарный и продолжительный.
С особой пристрастью хочу отметить работу оператора Николая Немоляева. Он использует только светлые кадры и съемку в павильоне не отличить от съемки на улице. На Лизе Муромской он делает особый акцент и часто изображает её лицо только крупным кадром, чтобы показать её невинность и сияние. Алексея Берестова он изображает статным мужчиной с высоким титулом. На его фоне девушка раскрывается внутренне и внешне.
Фильм раскрывает историю настоящей, неподдельной любви, дышит жизнью и заставляет радоваться. Режиссёр предельно точно отобразил “химию” среди главных героев, благородство поступков, искренность душевных порывов и показал, что у персонажей нет больших забот, чем скука и праздность. В конце, как по символике русских фильмов и произведений, всё заканчивается хорошо и возносится икона, которая обожествляет их будущую любовь и жизнь.
Алексей Сахаров – не только гениальный режиссёр, но и внутренний мечтатель, фантазёр самых неистовых идей и человек-романтик.