«Ты можешь лучше»
У каждого из нас есть наставник. Это может быть родитель, школьный учитель или даже старший брат. Сегодня я расскажу о своём наставнике и о том, как она изменила мою жизнь.
Только в 6 классе я, коренной ногинчанин, узнал, что живу в Ногинске.
Что за глупость? – спросите вы. Разве можно не знать, в каком городе ты живёшь?
Поверьте, можно. Более того, я могу с определённой долей уверенности сказать, что большинство моих сверстников по-прежнему этого не знает.
С первого класса я шёл в школу по одним и тем же улицам, проходил мимо одних и тех же зданий – сначала в сопровождении мамы, затем, когда подрос, самостоятельно. Но я не знал ни этих улиц, ни этих зданий. Я смотрел и не видел. Читал названия улиц и не понимал, что они значат.
Как я уже сказал, всё изменилось в 6 классе, когда в начале учебного года к нам на урок нагрянула Кудрявцева Евгения Владимировна. Именно нагрянула – после нудного, подчас усыпляющего бубнежа учителей её речь – быстрая, отрывистая, заразительно бодрая – произвела на меня неизгладимое впечатление. Я узнал, что она – руководитель секции по спортивному туризму – ищет учеников в новую группу. Вы бы слышали, как она говорила о своей работе! Её глаза, что называется, сверкали, а руки так и сновали по воздуху, не находя себе места.
Придя домой, я сразу же рассказал об Евгении Владимировне родителям. Так уж вышло, что как раз в то время я бросил карате (изрядно выцветший зелёный пояс по-прежнему пылится у меня в шкафу), и мои родители ломали головы над тем, куда бы меня запихнуть. Услышав слово «туризм», они тут же бросились к телефону, чтобы позвонить в СЮТУР (иначе – Станция юных туристов, так называлось место, где работала Евгения Владимировна) и записать меня в секцию.
Тогда я ещё не знал, что меня ждёт. В хорошем смысле.
Первое занятие должно было состояться в городском парке. Отправляясь туда, я надел спортивный костюм – и не прогадал. Как только я нашёл Евгению Владимировну прячущейся от солнца в тени сосны, она вручила мне в руки карту с какими-то красными цифрами и компас. И пока я изумлённо разглядывал загадочные предметы, она куда-то исчезла.
Пожав плечами, я направился туда, где скопилось больше всего людей – как оказалось, это был старт. Судья приклеил мне на грудь бумажку с порядковым номером, в двух словах объяснил, куда надо бежать, похлопал меня по плечу и дунул в свисток.
Позже я узнал, что данный вид спорта называется спортивное ориентирование. Загадочные цифры на карте – это номера контрольных пунктов, всего их было девять. Моя задача состояла в том, чтобы обежать их все, и финишировать. Побеждал тот, кто лучше остальных ориентируется на местности, умеет «читать карту» и дружит с компасом.
Это было не про меня.
Я путал север с югом, не знал, как отличить холм от канавы, бежал сначала в одну сторону, потом в другую и в конце концов «садился на хвост» другим участникам, всецело полагаясь на их умение, их опыт. И, как вы понимаете, финишировал я одним из последних.
Моё самолюбие было уязвлено. Однако я винил в поражении не себя, а Евгению Владимировну – ведь это она, она меня не предупредила! И когда я увидел, что она идёт ко мне, я выпрямился и, как индюк, выпятил грудь, готовый защищаться.
— Неплохо, — сказала она, — но ты можешь лучше.
«Ты можешь лучше». Эти слова надолго врезались мне в память.
Потом были другие соревнования, походы, сплавы на байдарках. Победы и поражения. Но всё началось всё именно в тот день, с тех слов.
«Ты можешь лучше»
Евгения Владимировна водила нас на экскурсии по городу, рассказывала его истории и требовала, чтобы мы заучивали её наизусть. Так я – медленно, через «не хочу» — стал узнавать Ногинск. И вдруг ежедневные путешествия в школу наполнились особым, даже сакральным смыслом. Улицы, по которым я шёл, здания, мимо которых я проходил, хранили в себе дух времени, как бы дышали историей. Помню, меня тогда особенно поразила одна простая, но важная мысль: все эти улицы, домики, деревья, аллеи и тротуары, которые я сейчас в полном осознании собственного невежества топчу ногами, существовали до того, как я появился на свет… и останутся, когда меня не станет. Я – смертный. Они – нет.
С тех пор моя жизнь изменилась. Евгения Владимировна научила меня ценить каждый день, каждый час, каждую минуту прожитой жизни. Она горела своим делом – и зажгла меня.
«Ты можешь лучше»
Могу.
А вы?
Автор Дмитрий Жириков