>
ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ (В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ)

ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ (В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ) / Гулян Д.К.

29 мая 2019
Методические разработки

ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ (В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ)

INFLUENCE OF EDUCATIONAL MEDIAFORUMES ON DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS

 

 

 

 

Гулян Д.К.

Gulyan D.K.

  ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва     

The Moscow State University of Psychology and Education

 

Аннотация

Annotation

 

Современную медиакультуру необходимо рассматривать как интенсивный информационный поток, и в первую очередь аудиовизуальный, то есть это кино, видео, компьютерная графика, Интернет и телевидение, это те средства, при помощи которых человек может изучать окружающий его мир в его нравственных, психологических, социальных аспектах.

Медиакультура способствует не только формированию у молодёжи независимости суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, а также сможет повысить их уровень медиакомпетентности, научит формулировать и транслировать собственную точку зрения, а создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры. В данной статье рассматривается процесс формирования медиакультуры, которая будет являться системой уровня развития личности человека, способного не только воспринимать и усваивать новые знания в области медиа, но их анализировать и оценивать.

 

Modern media culture should be considered as an intensive information flow and first of all audiovisual, that is: cinema, video, computer graphics, internet and television, these are the means by which any person can study the world around him in its moral, psychological and social aspects.

Media culture contributes not only to the formation of young people’s independence of judgment in relation to media texts and other parts of the mass media, but also it will increase their level of media competence, will teach to formulate and broadcast their own point of view, however  the creation of educational videos is the most prospective direction in the acquisition of students of modern media culture. In this article is discussed the process of formation of media culture, which will be a system of the level of development of human personality, who is  able not only to perceive and assimilate new knowledge in the field of media, but to analyze and evaluate them.

 

 

Ключевые слова

Keywords

 

Медиа, образование, медиакультура, медиаграмотность, видеоматериалы, СМИ, молодежь, подростки.

Media, education, media culture, media literacy, video materials, mass media, youths, teenagers

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности формирования сознания подростковой молодежи

 

Огромную роль в формировании мировоззрения молодого поколения играет выбор основного источника информации, которую современный подросток в последние годы получает через массмедиа. Его выбор уже не колеблется между телевидением и Интернетом, в эпоху «большого пальца» выбор молодежи очевиден – это интернет, и, безусловно, большая часть представлений о мире формируется подростком на основе неявной информации.

Подростковый возраст – это возраст, когда у детей возникают новые особенности, своя другая психология, данный возраст характеризуется как этап формирования собственного мировоззрения и самосознания. Процессом становления и развития личности является социализация молодежи, которая основывается на понимании, осознании и принятии индивидом определенных образцов поведения, социальных норм, культурных ценностей и психологических механизмов. Все это способствует вхождению подростка в социальную жизнь и успешному в ней функционированию.

В этом возрасте у молодежи происходит перестройка сознания, которое является высшей формой обобщенного отражения закономерностей окружающего мира.

В подростковом возрасте социальное развитие имеет свою специфику, что и обусловливает особенности дальнейшего развития личности. Социальное «Я» обогащается моральными нормами, возникает потребность в реализации своего морального мировоззрения.

Одним из несомненных факторов развития социального «Я» современного подростка является интернет-среда, в рамках которой на формирование сознания личности безусловно оказывают существенное влияние средства массовой информации и коммуникации. Для современного молодого поколения Интернет представляет собой один из важнейших факторов трансформации, именно молодежь является наиболее активным его пользователем. Под его воздействием у молодого поколения формируются новые виды досуговой деятельности, происходят изменения в ценностных ориентациях, появляются новые практики и стратегии поведения.

Однако он не всегда оказывает положительное влияние на подростков и очень часто он пагубно влияет на их сознание и психику. Кроме пропаганды и других мер воздействия, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия. Таким образом, СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию.

Именно с целью разрешения данной проблемы, наиболее актуальным является целенаправленное формирование медиакультуры учащих, медиакультуры, которая будет являться системой уровня развития личности человека, способного не только воспринимать и усваивать новые знания в области медиа, но их анализировать и оценивать.

Современную медиакультуру необходимо рассматривать как интенсивный информационный поток, и в первую очередь аудиовизуальный, то есть это кино, видео, компьютерная графика, Интернет и телевидение, это те средства, при помощи которых человек может изучать окружающий его мир в его нравственных, психологических, социальных аспектах.

Медиакультура будет способствовать не только формированию у молодёжи независимости суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, а также сможет повысить их уровень медиакомпетентности, научит формулировать и транслировать собственную точку зрения, а создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры.

Это объясняется тем, что если в обучении одновременно задействовать зрительный и слуховой канал восприятия информации, то производительность обучения существенно возрастает. Применение видеоматериалов делает учебный материал более наглядным для восприятия и легким для усвоения, способствует активизации учащихся, повышает их мотивацию, а процесс обучения делает более интересным.

Поэтому одним из эффективных способов достигнуть таких результатов является медиаобразование молодежной аудитории.  Медиаобразование позволяет не только научиться отличать миф от реальности, понимать природу манипуляций, но и помогает личности осмысливать и формулировать свои мироощущения, критически оценивать работу журналистов и осознанно предъявить свои запросы к медиаотрасли.

 

 

 

 

 

  1. Образовательные видеоматериалы в процессе обучения молодежи

 

В условиях, когда современная молодежь мало читают, однако при этом более эрудированы в медиаинформационном пространстве, они более мобильны и больше знают, школа по-прежнему учит читать и писать, но не учит смотреть, грамотно воспринимать, анализировать, оценивать и создавать экранные медиатексты. Поэтому можно отметить, что экранное творчество, а именно создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры .

Таким образом, видеоматериалы — это записанные на видеопленку видеолекции, телепередачи, репортажи, новости, видеоклипы, документальные, мультипликационные и художественные фильмы, театральные постановки и другие формы, соединяющие в себе зрительный и звуковой ряд. Учебные видеоматериалы – это современная, эффективная форма представления учебного контента в образовании. Как правило они представляют собой подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному и практическому курсу и позволяющих организовать различные формы обучающей работы в интерактивном формате .

Использование аудиовизуального ряда в учебном процессе приобретает наибольшее значение еще и потому, что у современного поколения, к сожалению, достаточно слабо развитое воображение чем, к примеру, у школьников прошлого столетия.  Поэтому если в обучении одновременно задействовать зрительный и слуховой канал восприятия информации (это называют принципом модальности), то можно отметить, что производительность обучения существенно возрастает. Принцип модальности очень удобно применять в учебных процессах, при разработке учебных видеороликов, однако можно также еще использовать его и при создании электронных альбомов с музыкальным сопровождением и при создании озвученных электронных презентаций.

Можно выделить три основных типа видеороликов.

Ролики для использования на вводных лекциях, как правило они чем-то похожи на рекламные, которые показывают студентам, когда необходимо показать возможности применения достижений какой-либо дисциплины.

Ролики технологического характера предназначены для демонстрации каких-либо технологических операций, их применение значительно ускоряет процесс усвоения учебного материала и дает возможность получения более прочных знаний. Это можно объяснить тем, что словесное описание сопровождается показом видеоролика и материал сразу становиться наиболее доступным к восприятию.

Ролики для знакомства студентов с историческими справками носят самостоятельный характер, а их цель — донести какой-либо блок информации до обучающихся. Они могут использоваться как в контексте лекций, так и как заполнитель, в том случае, если, например, до конца лекции остается 5-7 минут .

В связи с тем, что основными источниками получения информации у современных школьников являются СМИ, информационные потоки окружают школьника повсюду: Интернет, телевидение, радио и др., а ограничить усиливающееся информационное давление на подрастающее поколение практически не представляется возможным, перед школой стоит задача поиска путей использования этой информации в образовательных целях, а также поиск наиболее эффективных методов формирования информационной культуры личности через использование материалов СМИ.

Например, хорошим примером является методика использования видеозаписей телевизионных программ «Новости», что предоставляет возможность ученикам познакомиться с самыми распространёнными средствами и формами выражения публицистического стиля речи, с целью формирования речевых навыков и умений, а также повторить и закрепить прочитанный в газетах или Интернете материал в новом контексте, но и информирует их о новых событиях, расширяет знания об общественно-политической жизни страны, то есть расширяет культурологическую компетенцию.

Таким образом применение в учебной программе, обучающей и развивающей аудиовизуальной среды на основе использования СМИ требует рассмотрения сущности ее основных дидактических принципов.

—        Принцип научности и достоверности: вся информация, которая предлагается школьникам, должна соответствовать критериям научности, поэтому в учебный процесс необходимо включать информацию с официальных сайтов, рецензируемых печатных изданий, научных и учебных телеканалов. Тем не менее большое количество противоречивой информации встречается даже в телевизионных передачах и научно-популярных журналах, поэтому задачей учителя является формирование у школьников критического мышления при ее анализе.

—        Принцип наглядности: подразумевает выделение из общего количества учебной информации наиболее существенные свойства изучаемого объекта.

—        Принцип систематичности и последовательности: информация, предлагаемая учащимся, должна быть логически структурированной и целостной, а главное она должна соответствовать программе дисциплины.

— Принцип целесообразности характеризуется тем, что если в учебном процессе для наглядности применяются СМИ, то это должно носить целенаправленный характер, например, для формирования у школьников эстетических знаний по оформлению интерьера помещения, умению в соответствии со стилем интерьера подбирать мебель и т.д., то наиболее рационально организовать на занятиях по технологии проект «Дизайн интерьера комнаты как создание удобной и комфортной среды обитания». А если необходимо сформировать у учеников критическое мышление, то наиболее разумно представить противоречивую информацию, взятую из различных источников.

— Принцип природосообразности предполагает не перегружать достаточно сложным материалом, овладение которым становится непосильным. Это значит, что нужно находить соотношение между степенью сложности материала и индивидуальными способностями учащихся. Например, можно продемонстрировать ученикам только фрагмент какой-либо телепередачи в предварительной обработке учителем с пояснениями и показом натурных экспериментов, моделей, объектов и т. п.

— Принцип связи теории с практикой: теоретический материал должен быть актуальным и современным, он должен показывать практическую значимость в реальной современной жизни.

— Принцип сознательности и активности: предполагает самостоятельное преобразование учениками сведений в соответствии с конечными целями и задачами учебной дисциплины на основании использования средств массовой информации. А для повышения их активности в процессе обучения необходимо формулировать разные типы вопросов, создавать разнообразные ситуации, тем самым предоставляя обучаемому возможность выбора. Например, перед просмотром фрагмента какой-либо телепередачи преподаватель обозначает круг вопросов, необходимых к рассмотрению.

Телевизионная передача сопровождается мнением специалистов, принимающих в ней участие, но педагог дает возможность их прослушать только после ответов на заданные вопросы учеников и после сравнить их. На второй стадии просмотра телепрограммы учащиеся самостоятельно выбирают одного из участников программы или фрагмент программы, и его анализируют. Стоит отметить, что при использовании дидактических принципов, необходимо брать в расчет особенности конкретного учебного предмета, на котором используются СМИ, специфику соответствующей науки, ее закономерности и особенности методов исследования.

Таким образом, применение видеоматериалов делает учебный материал более наглядным для восприятия и легким для усвоения, способствует активизации учащихся, повышает их мотивацию, а процесс обучения делает более интересным. Применение мультимедийных технологий позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Необходимость использования видеоматериалов в учебном процессе заключается в следующем:

— для объяснения сложных тем или вопросов курса, если другие форматы менее понятны;

— для демонстрации, для большей наглядности;

— для усиления эмоционального воздействия;

— для создания эффекта присутствия преподавателя.

Работая с видеоматериалом следует не забывать о главном, а именно: видеофильм необходимо ввести в структуру урока, объяснить ученикам какова цель видеопоказа и что в процессе просмотра они должны осмыслить. Цель в применении видеоматериала не в том, чтобы его просто посмотреть, а в том, чтобы его уметь анализировать, это и является задачей педагога — обучить учеников аналитической работе с видеоматериалом. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока и после просмотра необходимо поинтересоваться у учеников, как они восприняли содержание, выяснить, достигнута ли цель показа.

Подводя итог следует отметить, что на современном этапе мировая педагогика уже не может обойтись без такого направления как медиаобразование, которое связано различными технологиями, видами медиа, а для формирования культуры общения с медиа оно незаменимо при изучении закономерностей массовой коммуникации, анализа и оценки медиатекстов и др. Приобретенные в процессе медиаобразования навыки способствуют формированию медиаграмотности и педагога и медиакультуры учащегося .

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антонова Л. Г. Изучение медиаграмотности современной языковой личности // Медиа. Информация. Коммуникация. 2014. № 10
  2. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества. Автореф. дис. … докт. филос. наук. СПб, 2007
  3. Гегелова Н. С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2012. 378 с.
  4. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну.2-e изд.; перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2006. – 448 с. – («Технологии»)
  5. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1
  6. Касимова Т. А. Формирование медиакультуры молодежи в деятельности объединений дополнительного образования // Техническое творчество молодежи. 2017. № . 1
  7. Пудалов А.Д. Клиповое мышление — современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т.1. № 115
  8. Регуш Л. А. Самоопределение школьников и их психологические проблемы // Модернизация общего образования: проблемы самоопределения ученика в современном образовательном процессе: Сборник научных статей. СПб: Свое издательство, 2016
  9. Современная медиакультура: учеб. пособие / С. Н. Булатова, А. В. Петров, В. А. Рыжкович. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. — 168 с.
  10. Семенова Е. В., Семенов В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5
  11. Фёдоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Фёдоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 с.
  12. Чумиков А. Н. Медиарилейшнс. Мастер-класс: учебное пособие. Москва: Аспект-Пресс, 2014. 184 с.

 

References

  1. Antonova L. G. the Study of media literacy of modern linguistic personality // Media. Information. Communication. 2014. 10
  2. Vozchikov A. Philosophy of education and media culture of the information society. Abstract. dis. … doctor. philos. sciences’. St.Pb, 2007
  3. Gegelova N. C. Cultural and educational mission of television: dis. … d-RA filol. Sciences: 10.01.10. M., 2012. 378 p.
  4. Kirillova N. B. media culture: from modern to postmodern.2-e ed.; : Academic Project, 2006. – 448 p. – («Technology»)
  5. Korol’eva O. Always online: the use of mobile technology and social networks by modern teenagers at home and at school // Education. 2016.
  6. Kasimova T. A. Formation of youth media culture in the activities of associations of additional education // Technical creativity of youth. 2017. 1
  7. Pudalov A.D. Clip thinking — a modern approach to knowledge // Modern technologies and scientific and technical progress. 2011. Vol.1. 115
  8. Regush L. A. self-Determination of schoolchildren and their psychological problems // Modernization of General education: problems of student self-determination in the modern educational process: Collection of scientific articles. St. Petersburg: “Svoe” publishing house, 2016.
  9. Modern media culture: studies. Handbook / S. N. Bulatov, A. V. Petrov, V. A., Rijkovic. — Irkutsk: Publishing house of ISU, 2014. 168 p.
  10. Semenova E. V., Semenov V. I., Semenova N. I. professional media Culture: the nature, challenges, opportunities // Modern problems of science and education. 2013. 5
  11. Fedorov, A. V. Glossary of media education, media education, media literacy, of media education / Alexander Fedorov. — Taganrog: publishing house of Taganrog, 2010. — 64 p.
  12. Chumikov A. N. Media relations. Master class: tutorial. Moscow: Aspect-Press, 2014. 184 p.

 

 

 

 

×

Авторизация

E-mail
Пароль
×

Регистрация

ИМЯ,
ФАМИЛИЯ
Дата 
рождения
Регион
E-mail
Пароль
Повторите пароль
×
×
×